Cecilia Bartoli <br>Queen of Baroque <br>Decca Релизы

Cecilia Bartoli
Queen of Baroque
Decca

В конце прошлого года Чечилия Бартоли обратилась к прежним записям (в числе которых альбомы The Art of Cecilia Bartoli, Sacrificium, Mission и другие), составив из них сборник – Queen of Baroque («Королева барокко»). В отдельных треках участвуют Филипп Жарусски, Франко Фаджоли, Джун Андерсон и Соль Габетта. Оркестры и дирижеры – самые известные: Марк Минковский с «Музыкантами Лувра», Диего Фазолис с I Barocchisti, Джованни Антонини с Il Giardino Armonico, Кристофер Хогвуд и «Академия старинной музыки».

Назвать свой альбом «по-королевски» примадонне с руки, хоть это и штамп: кого только «королевой барокко» не называли! Но в широких оперных массах лишь Бартоли ассоциируется с этим титулом, по продажам дисков в том числе. Из семнадцати треков – два новых, то есть записанных ранее, но не вошедших в прежде выпущенные альбомы. Это арии из опер Стеффани («Триумфы судьбы») и Винчи («Александр в Индии»). Кроме упомянутых, одиннадцать композиторов – Гендель и Броски, Перголези и Вивальди, Скарлатти и Альбинони, Граун, Кальдара и Порпора. Примадонна поет мужские и женские партии, арии из репертуара кастратов, духовную и светскую музыку, арии da capo и арии parlante. Такой коктейль манер и стилей, наложенных на разные периоды карьеры, дает возможность оценить широту умений и интересов, динамику развития голоса не менее чем за двадцать лет.

Тем, кто причисляет феномен певицы во многом к коммерческой раскрутке и по этой причине тотально придирчив, альбом лучше не слушать. Тут, конечно, символически сгущена популярность, дающая успех априори. Да и недочеты есть: можно услышать, в частности, как на скорости у певицы «глотаются» вокальные детали, а фразы рвутся и частями тонут в атакующем потоке. Но не менее часто оправдываются и горделивые слова Бартоли: «Конечно, я дышу, но вы не сможете поймать меня на этом».

По правде сказать, ее энергия и харизма, конгениальное эпохе жонглирование звуком, тесситурные и темповые броски, а главное, заразительная радость от процесса пения искупают все недостатки. Тем более что барокко по своей природе – тяга к пышности и декоративной избыточности, в опере – тем более. Достаточно послушать, как Бартоли поет барочных немцев и итальянцев (немного по-разному), как играет темпераментами, преображаясь в «арии гнева» после «арии скорби», как красиво сдержанна она в Stabat Mater Перголези и как бесконечно долго распевает звук «о» в слове «costanza» в «Торжестве невинности» Кальдары. Как изображает голосом вспышки и сверкание ангельского света в «Воскресении» Генделя. Как в «арии сравнения» души с волной (из «Артаксеркса» Броски) вокал словно бросается с отвагой с гребня воды в пучину. В финале Бартоли поет арию Альмирены из генделевского «Ринальдо», но не всем известную грустную, а другую, где царит доверие любви и счастье сердца.

В одном из отзывов на альбом были такие слова: «Поистине вдохновляющая работа! Я слушаю его, когда тренируюсь на поле для гольфа, и он напоминает мне, что тяжелым трудом мы можем сделать все!» Вероятно, стоит с этим согласиться.