ALLA VIRTÙ <br>DELLA SIG.  MARIA PIGNATELLI <br>UNPUBLISHED ITALIAN BAROQUE CANTATAS <br>CLAVES Релизы

ALLA VIRTÙ
DELLA SIG. MARIA PIGNATELLI
UNPUBLISHED ITALIAN BAROQUE CANTATAS
CLAVES

Иногда мир старинной музыки преподносит абсолютные премьеры – речь может идти либо об известном произведении, впервые исполненном в эру звукозаписи, либо о совершенно неизвестной музыке, извлеченной из недр архивов. Свежая работа Жюльет дё Бан Гардон и ансамбля Démesure относится ко второму.

Лидер коллектива – певица и музыковед – провела несколько месяцев в работе над рукописью Cantate alla virtù della Signora Maria Pignatelli, содержащей сорок восемь итальянских светских кантат начала XVIII века. Они принадлежали различным композиторам, но большая часть до сих пор не была опубликована. Составляя программу альбома, коллектив сконцентрировался на неаполитанской музыке, наиболее активно представленной в манускрипте. Такими композиторами оказались Дж. Порсиле, А. Скарлатти, Ф. Манчини, кроме них фигурирует по одному произведению от К. А. Монца и Ф. Гаспарини.

Говоря о кантате, мы обычно представляем себе масштабное произведение с солистами, оркестром и хором. Избранные кантаты из сборника Марии Пиньятелли – компактны, их звучание длится от пяти до десяти минут, а из заданного состава – только голос и бассо континуо. Так и получается, что семь кантат и две арии укладываются в плей-лист, звучащий около часа.

Последовательность разнохарактерных арий, перемежаемых речитативами, полностью оправдывает жанр. Даже в пятиминутную Lontananza non risana А. Скарлатти входят две арии и речитатив, более же крупные кантаты представляют собой настоящий калейдоскоп контрастных аффектов и состояний, сменяющих друг друга. Ансамбль предпочел не дробить структуру диска и поместил каждую из кантат единым треком. Это может оказаться не совсем удобно, если вы захотите добавить в плей-лист понравившуюся арию, получится – только кантату целиком.

Состав континуо достаточно традиционен: клавесин, теорба и виолончель. Он не позволяет добиться большого разнообразия тембровых красок, но при этом группа со своей задачей неплохо справляется: аффекты иллюстрирует активно и находится в едином состоянии с солисткой.

Отметим особенности голоса Жюльет дё Бан Гардон. Певица обладает бархатным глубоким меццо-­сопрано – его не часто можно встретить среди интерпретаторов старинной музыки. Для исполнения же она выбрала кантаты, многие из которых наполнены виртуозными пассажами, и успешно с ними справляется. Однако на верхних нотах хотелось бы услышать больше легкости и меньше нажима в окончаниях фраз. По манере пения также слышно, что вокалистка пришла из более поздней музыки, в чем можно убедиться, глядя на список ее романтических оперных партий.

Пожалуй, до Чечилии Бартоли – самой популярной обладательницы колоратурного меццо-­сопрано, поющей схожий репертуар, Жюльет дё Бан Гардон пока еще далеко, но ее активность и выбор уникальных произведений, возможно, позволят ей в будущем занять свою нишу. А исследовательская деятельность – совершить много репертуарных открытий в мире старинной музыки.