Alexander Mosolov <br>Symphony No. 5, Harp Concerto <br>Taylor Ann Fleshman, harp <br>Moscow Symphony Orchestra <br>Arthur Arnold <br>Naxos
Релизы

Alexander Mosolov
Symphony No. 5, Harp Concerto
Taylor Ann Fleshman, harp
Moscow Symphony Orchestra
Arthur Arnold
Naxos

Московский симфонический оркестр под управлением Артура Арнольда представляет записи сочинений Александра Мосолова на свежем диске, выпущенном фирмой Naxos. Композитора уже давно ассоциируют с отечественным музыкальным конструктивизмом, авангардистским сочинением «Завод. Музыка машин», звуковыми экспериментами, смелой стилистикой, предвосхитившей многие художественно-­музыкальные идеи прошлого века. Его ранние произведения исполняются все чаще, собирая новых слушателей как в России, так и за рубежом. Чего не скажешь о сочинениях поставангардного периода, несущих на себе печать тяжелой судьбы композитора и его творческой несвободы, выразившейся в кардинальном изменении авторского стиля.

Однако примечательно, что на диске собраны сочинения как раз позднего периода, ранее никогда не записывавшиеся. Это Пятая симфония, последний крупный опус Мосолова, так и не исполненный при жизни композитора. Рукопись трехчастной симфонии была утрачена, однако сохранилась партитура, изданная в 1991 году. Содержащая множество неточностей, она подверглась тщательной доработке, как рассказал дирижер Артур Арнольд, автор новой версии. Нередко приходилось обращаться к другим работам этого же времени, чтобы реконструировать партитуру максимально точно – в соответствии с композиторским стилем.

Строгое и массивное движение в Largo сменяется меланхоличными сольными пассажами – оркестр тщательно работает с грандиозной картиной сложных человеческих настроений. Щемящая тоскливость побочной партии медленно перерастает в сокрушительное маршеобразное оркестровое tutti c блестящим ансамблем меди и ударных. В этом торжественном движении дирижер создает атмосферу пугающей таинственности, которая выразительно раскрывается в Adagio благодаря интонациям мрачного одинокого раздумья – почти в эстетике поздних опусов Прокофьева – и к финалу искусственно преображается в необходимость праздничного торжества.

Представленный в Большом зале Московской консерватории в ноябре 1939 года, Концерт для арфы Мосолова имел невероятный успех – во многом благодаря яркому исполнению арфистки Веры Дуловой, которой и был посвящен этот опус. Однако после триумфального признания этот опус быстро исчез с афиш. Традиционно-­показательную первую часть сменяет меланхоличный Ноктюрн, за которым следуют игривый Гавот и торжественная Токката – ничего сногсшибательного.

Однако невероятно изобретательный стиль автора сочетается в этом произведении с образцовым использованием важных тембральных свой­ств арфы. Ее отрешенное звучание, то сумрачно-­холодное, то таинственно-­влекущее, отсылает к исконно русскому материалу, обработанному в подчеркнуто строгой манере. Тэйлор Анн Флэшман прекрасно чувствует это сложное настроение – обреченности и тоски, накатывающееся новыми волнами одна за другой. Она виртуозно проводит сольные эпизоды, отлично встраивается в оркестровое изложение, играет на тонкостях своей партии, вплетая их в изящную ткань общего музыкального пространства. Технически безукоризненно и продумано до мелочей.