Свежий взгляд на Рахманинова События

Свежий взгляд на Рахманинова

Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан выступил в Московской филармонии. Впервые со дня основания

Концерт оркестра состоялся в рамках абонемента «Оркестры России», уже несколько лет знакомящего с достижениями региональных коллективов. Регулярно посещая эти программы, могу сказать, что разрыв между столичными грандами и их коллегами из других городов стремительно сокращается. Мы знаем такие прецеденты, как Госоркестр Республики Татарстан или Уральский филармонический оркестр – бренды, теперь известные и востребованы не только в России, но и на Западе, где их воспринимают в числе топов.

Для других региональных оркестров – это цель, к которой многие готовы упорно идти. Во всяком случае, таковы амбиции НСО РБ, и выступление в Концертном зале имени Чайковского – один из шагов. Только пандемия помешала башкирским виртуозам в марте прошлого года штурмовать Берлинскую филармонию: уже висели афиши, были заказаны билеты… Ужасно жалко, но полетели и не такие планы: теперь артисты надеются, что смогут осуществить свою мечту в сентябре.

Новый курс на покорение мировых высот возник с приходом молодой команды – генерального директора Артура Назиуллина и главного дирижера Дмитрия Крюкова. Как точно заметил ведущий вечера Петр Татарицкий, представлять этих музыкантов столичным меломанам не надо. Артур Назиуллин, чудесный кларнетист, много выступает соло и с известными оркестрами, Дмитрий Крюков не одну программу провел в Москве с Госкапеллой России, а еще заявил о себе как крепкий оперный дирижер в спектаклях Большого театра.

«Музыкальная жизнь» уже писала об интересных проектах, которые осуществил за последние два года этот тандем в Уфе. Но гастроли в Москву – серьезный экзамен, и можно констатировать, что и руководители, и музыканты сдали его «на отлично». Выбор репертуара свидетельствовал о желании поразить столичную публику, а с другой стороны, показать «включенность» оркестра в академический мейнстрим.

Гром и молния среди зимы

Сыгранное с южным темпераментом и праздничным настроением «Испанское каприччио»  Римского-Корсакова стало хорошей увертюрой вечера. С первых тактов было ясно, какую титаническую подготовительную работу провел дирижер, оттачивая буквально с каждым оркестрантом его партию. Но зато и результат «на лицо»: вся фактура прослушана, каждый нюанс, акцент или лига осмыслены и рельефно поданы. Полновесное, сочное тутти оркестра напомнило о светлановских традициях – русский размах и в то же время певучесть звучания оказались тут очень к месту. Понятное волнение музыкантов НСО РБ выразилось  в лёгких ритмических расхождениях в паре мест, но стройность ансамбля была мгновенно восстановлена Дмитрием Крюковым, который «держал» все под контролем. Впрочем, это – единственная «ложечка» дегтя во всей программе, дальше прошедшей на крещендо.

Традиционно в КЗЧ с региональными оркестрами выступают титулованные солисты, поддерживая их, если можно так сказать, своим реноме. В данном случае был приглашен победитель XV  международного  конкурса имени Чайковского Дмитрий Маслеев, и альянс получился  удачным. «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова прозвучала очень цельно и не распадалась, как это часто бывает, на отдельные вариации. Доминировала зловеще-тревожная атмосфера, где взрывные, динамичные образы оттенялись более строгими (то хорального  склада, то лирико-эпичного) эпизодами. С ансамблевой стороны все было в идеальном балансе, даже сложно вспомнить, когда еще оркестр так четко и ясно совпадал во всех виртуозных пассажах с солистом. Дмитрий Крюков вывел на первый план импрессионистичность оркестровки, подчеркнув все эти «шорохи» и тремоло струнных, приглушённые реплики духовых. Рахманинов дал возможность развернуться во всей мощи и Дмитрию Маслееву, известному своей любовью к сверхсложным в техническом отношении произведениям. Впечатлило качество его октав, выверенность и точность пассажей, но не только это – было здорово переданы и общее ощущение трагичности, и контраст между темпераментными подвижными вариациями и холодноватой отрешенностью  медленных фрагментов. Многое прозвучало как будто впервые, и за свежесть интерпретации особо хочется поблагодарить артистов.

Дмитрий Маслеев

Ожидаемой кульминацией вечера стали «Симфонические танцы» Рахманинова, где НСО РБ продемонстрировал уже отмеченные качества: ясность каждой линии, инструментальное мастерство как отдельных групп (можно отдельный комплимент адресовать, к примеру, альтам), так и солистов (в первую очередь, назовем концертмейстера оркестра Ильшата Муслимова). Есть в этой партитуре и хрестоматийные трудности, как, скажем, большой сольный кусок у духовой группы в первой части (побочная партия), сыгранный пластично, красиво и, главное, чисто по строю. Но технология опять-таки не стала самоцелью данного исполнения: Дмитрию Крюкову удалось выстроить интересное, энергетически наполненное повествование, позволить пережить слушателям вместе с собой разные эмоциональные состояния,  переходя от отчаяния к меланхолии, от безысходности к просветлению. Стоячая овация публики и объективно высокий профессионализм НСО РБ показали, что на сцену выходит ещё один серьезный игрок, претендующий на вхождение в клуб золотой оркестровой элиты России.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады