И мы едем, не зная, зачем и куда События

И мы едем, не зная, зачем и куда

Конкурсную афишу «Золотой Маски»-2021 в разделе драмтеатра открыл спектакль «Петровы в гриппе»

Музыка здесь – один из ключей, позволяющих подобрать нужные коды к «нестандартной истории про очень стандартную семью», где смешиваются быт и галлюцинации, трагедия и фарс, вечная русская тоска и гротескные зарисовки окружающей нас действительности.

Постановка «Гоголь-центра» – злободневная фантасмагория, сценическая адаптация произведения современного екатеринбургского писателя Алексея Сальникова. Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» был опубликован пять лет назад и получил общественный резонанс, став лауреатом и финалистом премий «Нос», «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Известно, что на его основе Кирилл Серебренников сделал киносценарий и пьесу, но их связь со спектаклем – вопрос открытый, в афише и программке упоминаний об этом нет.

Безусловная удача спектакля – крепкая команда профессионалов. Не случайно, помимо основной номинации «Драма / спектакль большой формы», постановка отмечена в большинстве частных, включая режиссера (Антон Федоров), художника (Савва Савельев – сценография и костюмы), художника по свету (Иван Виноградов) и серии актерских (Семен Штейнберг и Яна Иртеньева в заглавных ролях, а также целая галерея колоритных персонажей второго плана в исполнении Ирины Выборновой и Людмилы Гавриловой).

Еще одно «сильное звено» постановки – музыка и саунд-дизайн дуэта Stolen Loops (Григорий Калинин и Сергей Шайдаков). Эклектичность саунд-палитры отвечает калейдоскопичности режиссерской партитуры, где в череде эпизодов реальные события и бредовые фантазии гриппующего героя микшируются практически непрерывно.

Так, романс времен Первой мировой войны «Спите, орлы боевые» хоровым унисоном накладывается на безумный вербатим маргинальных пассажиров троллейбуса и врезается музыкальным эпиграфом ко всему спектаклю, где смерть – важнейший сюжетный мотив.

Строчки цоевской песни «Троллейбус, который идет на восток», вложенные в уста придуманного режиссером безымянного персонажа в исполнении великолепной Розы Хайруллиной, обыгрывают ключевую сценическую и смысловую конструкцию спектакля – троллейбус как образчик ежедневного земного ада.

Инфернальность происходящего множится музыкальными и поэтическими пародиями (одна из самых остроумных – псевдобардовская «Сырые спички, обшарпанный рюкзак» в сцене знакомства с родителями).

Музыкальные высказывания возникают и как звуковой фон, и как знаки времени, и выстраиваются в ритмический контрапункт всего сценического действия. Последнее относится в том числе к энергичным электронным трекам Stolen Loops во главе с гипнотическим рефреном «Белый снег», закольцовывающим эту историю аллюзиями с «Иронией судьбы» – главной новогодней истории поколения Петровых. Поколения, которое в спектакле «Гоголь-центра», как и в той песне Виктора Цоя, едет, не зная, зачем и куда.

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги