Свидание с Башметом События

Свидание с Башметом

Второй Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Москве представил двенадцать концертов на семи разных площадках

Его старт совпал со смягчением карантинных ограничений в столице: увеличилась заполняемость концертных залов и театров до 50 процентов, рестораны и клубы вернулись в привычный круглосуточный график. На этом фоне нарядная, с большим пулом топовых иностранных солистов афиша фестиваля воспринималась как символ возвращения к доковидной действительности.

Перед началом директор фестиваля и глава Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко высказался о необходимости всеми силами поддерживать ритм культурной жизни, так как, по его мнению, «отучить ходить на концерты гораздо проще, чем возвращать людей обратно в зал». Но проекты Юрия Башмета всегда притягательны для публики, так что каких-то проблем с посещаемостью не возникло. Миссия фестиваля – не только поддержать публику, но и артистов, которые, как выразился Гринченко, «должны видеть свет в конце тоннеля». Это особенно касается гостей из-за рубежа, которые просто рвутся теперь в Россию: у нас жизнь более-менее бьет ключом, тогда как старушка Европа пребывает в полном локдауне.

В программе фестиваля их было немало: французский арфист Ксавье де Местр, волшебно сыгравший раритетный арфовый концерт оперного мэтра Франсуа Буальдьё, наш Максим Венгеров, который давно уже избрал местожительство в Швейцарии. Он на пресс-конференции в красках рассказал, как добирался с пересадками и бесконечными тестированиями до России – но передряги не помешали ему настроиться и прекрасно исполнить Пятый концерт Моцарта для скрипки с оркестром. Все это происходило в день рождения Юрия Башмета, в Концертном зале имени П.И.Чайковского, в этот вечер превращенного в подобие сказочного дворца благодаря роскошным декорированным цветами люстрам над сценой. Очарование прекрасным ощущалось и в увертюре к оперетте «Летучая мышь», и в вокальном высказывании Марии Бараковой – ее Далила манила к себе, словно Шемаханская царица.

Мария Бараков и Юрий Башмет

Уже стало традицией, что Юрий Абрамович не только веселится, но в день своего праздника включает сочинения серьезные и даже трагические – ведь жизнь наша вся на контрастах. Именно так воспринялись песни Шуберта в изумительной интерпретации Маттиаса Гёрне и «Солистов Москвы». Вагнеровский баритон, он усилил процент экзистенциальной тоски (в духе шопенгауэровской рефлексии), а инструментовки Антона Веберна и Макса Регера превратили интимные шубертовские миниатюры в малеровского плана послания к человечеству.

Самым академичным в этой программе оказался Третий концерт Бетховена с пианистом Дмитрием Маслеевым и «Новой Россией»: у них получился не бунтарь-одиночка, которому пандемия сорвала 250-летний юбилей, а венский-классик, созерцающий свой портрет в пудреном парике (хотя в жизни такового даже не существует). «Упрек» в академичности не касается качества технологии исполнения – все ноты, штрихи, оттенки были на месте, но вот живости, актуальности в содержании для нас сегодняшних не случилось.

Поскольку фестивали Юрия Башмета – это всегда смотр разных искусств, то в программу вошло несколько театральных проектов. «Есенин и Маяковский» – новая музыкально-литературная композиция для чтеца и оркестра, смысл которой остался не ясен. Звезда сериалов и артист МХТ Михаил Пореченков хорошо читал длиннющую поэму «Облако в штанах» Маяковского, а «Солисты Москвы» с Юрием Башметом в определенные моменты также хорошо играли фрагменты из сочинений Прокофьева, Стравинского и Шостаковича. Потом зрители таким же образом прослушали есенинского «Черного человека», но уже в контрапункте с Бартоком, Шнитке и П.Чайковским. Ни видеоряда, ни мизансцен – все это напоминало генеральную репетицию к будущему концерту-спектаклю, вроде того, что показали неделю спустя – «Онегин. Лирические отступления», где Евгений Миронов и Елизавета Боярская все же взаимодействовали между собой, а тексты складывались в некий сюжет с драматургией и расставленными смысловыми акцентами.

Были в программе и полноценные постановки. Талисманом Зимних фестивалей Башмета стал спектакль «Не покидай свою планету» по «Маленькому принцу» Сент-Экзюпери: он уже несколько лет подряд открывает фестиваль в Сочи и с успехом идет и в Москве на сцене театра «Современник»: вот тут сценография, сложные видеопроекции, от которой глаз не оторвать, не говоря уже о Константине Хабенском, который показывает чудеса перевоплощения в разных героев этой истории. «Солисты Москвы» и Юрий Башмет также вписаны в канву сюжета и не только отвечают за музыкальную часть (кстати, не из «подбора», а созданную специально Кузьмой Бодровым), но и имеют свои мизансцены.

Премьерой Второго Зимнего фестиваля стал мюзикл «Свидание в Москве». Его в рекордные сроки написал Александр Чайковский – еще один талисман башметовских проектов. Предоставим слово композитору: «Это не первое мое обращение к “легкому” жанру, у меня в Театре Сац до сих пор идет детский мюзикл “Оливер Твист”, до этого в Московском театре оперетты был спектакль “Греховодник”. Мне этот стиль очень нравится. Еще после прошлого фестиваля, когда мы показали “Сказ о Борисе и Глебе”, обсуждалось, что хочется сделать что-то легкое – оперетту или мюзикл, но я не думал, что все случится так скоро. Сценарий появился только в октябре, и за такие сроки создать на час с лишним музыки – это на грани невозможного. Я не мог ничего гарантировать, тем более что не часто пишу песни, а тут более 20 номеров – сольные, дуэты, хоры, ансамбли. Состав оркестра, в принципе, академический, но к нему добавлены три синтезатора, ударная установка, два саксофона. Поначалу работа шла тяжело: я сразу стал писать финал и провозился с ним недели две, пробовал разные варианты, искал… Потом пошло легче, я втянулся в этот жанр, начал мыслить его категориями».

Екатерина Рябова – Вера и Антон Лызо – Рома

В «Свидании в Москве» фактически каждый номер – хит, настолько мелодична здесь музыка, кроме того, она написана удобно для пения, с учетом того, что изначально предполагалось исполнение драматическими актерами. Юрий Башмет с оркестром «Новая Россия» поместился в оркестровой яме, которая обнаружилась во МХАТе, и оттуда так ловко управлял всем ансамблем, как будто всю жизнь провел на Бродвее.

Из желания сделать некое «ретро» в духе «Москва слезам не верит» или «Покровские ворота» выросла совершенно самостоятельная история, ближе по духу к Булгакову. Все действие разворачивается на крыше одной из сталинских высоток, и автор либретто, драматург Михаил Палатник даже дает нам «подсказку», упоминая о «слугах Воланда» относительно пары героев – Рафа (Александр Емельянов) и Алики (Полина Пахомова). На самом деле – это фантомы, души из параллельного мира, которые «ищут» себе родителей, чтобы воплотиться уже в телесном обличии.

Все это раскрывается по ходу событий, где все-таки доминирует лирическая линия. Главная героиня, девушка Вера из Костромы, приезжает покорять столицу как певица. Хорошенькая, немножко наивная и восторженная – такой ее играет Екатерина Рябова, – она встречает двух молодых людей, немедленно влюбляющихся в нее. Композитор Аркадий (Михаил Урецкий) зовет ее на прослушивание в консерваторию, а актер Роман (Антон Лызо) – в ГИТИС. В тексте много симпатичных подробностей, делающих историю довольно реалистичной, не без моментов иронии и даже сатиры на злобу дня (реплика «Человек свободен в своем выборе… особенно в России» вызвала особое оживление в зале). Но по большому счету в спектакле царит добрая интонация, он окрашен ностальгией по той советской столице, когда машин было мало, а на Пушкинской площади назначали не одиночные пикеты, а свидания у памятника великому поэту. В спектакле Пушкин на постаменте оживает и набрасывает строки в свою записную книжку, наблюдая за современными Онегиными и Татьянами. В этой сцене появляется еще одна героиня – москвичка в «седьмом поколении», дама из академических кругов, образ которой замечательно воссоздала народная артистка России Светлана Рябова.

Режиссеру Павлу Сафонову удалось закрутить динамичное, выстроенное на контрастах действие за счет привлечения двух молодежных коллективов: это Камерный хор Московской консерватории (руководитель Александр Соловьёв), который не только пел, но и участвовал в подтанцовках наравне с «Мим-оркестром» хореографа Алишера Хасанова.

Одетые в сатиновые платья, твидовые костюмы-тройки, ребята естественно чувствовали себя в образе молодежи 1960-х.  Они совсем не стиляги – взят иной срез, интеллигентный, и в этом одно из важнейших отличий «Свидания в Москве» от многих аналогичных проектов.

Все завершается хеппи-эндом: Вера и Аркадий признаются друг другу в любви и становятся в будущем родителями Алики и Рафа, а все участники в едином порыве поют финальную песню – гимн Москве, славя ее «соборы и мечети» и саму возможность родиться в этом старом, но таком молодом по духу городе. Присутствовавший на премьере руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский не скрывал своего воодушевления: родился новый шлягер о Москве, который, не неся идеологического груза прошлых времен, может быть понятен и близок умонастроениям граждан сегодня. Что ж, время покажет, а пока «Свидание в Москве» поедет в Сочи, где пройдет Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета – уже в четырнадцатый раз!

Возьмите мое сердце События

Возьмите мое сердце

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, а затем дважды в Москве, в «Зарядье», хор и оркестр musicAeterna под управлением Курентзиса исполнили «Страсти по Матфею» Баха

Век учись События

Век учись

В Москве презентовали новый подход к обучению оперных критиков

Брамс – дело благородное События

Брамс – дело благородное

Александр Ключко и ГАСО имени Светланова под управлением Алексея Рубина представили два фортепианных концерта Брамса в КЗЧ

Неуловимое обаяние «советского Голливуда» События

Неуловимое обаяние «советского Голливуда»

Мюзикл «Веселые ребята» на сцене Московского театра на Таганке