Martin Gore. The Third Chimpanzee <br>Mute Релизы

Martin Gore. The Third Chimpanzee
Mute

Передовая электроника во многом создала Depeche Mode репутацию едва ли не главных новаторов поп-музыки конца XX века. Вначале за нее отвечал Алан Уайлдер. После его ухода в 1994-м группа пару раз небезуспешно пользовалась услугами сторонних саунд-продюсеров, но вскоре стало ясно, что с электронными аранжировками неплохо справляется Мартин Гор, который до этого писал песни и был на втором вокале. С каждым годом электроника увлекала Мартина все сильнее. В группе он имел репутацию консерватора: играл на концертах на гитаре или фортепиано, но в какой-то момент начал коллекционировать винтажные синтезаторы и выступать в клубах в качестве техно-диджея. Кроме этого, ремиксы на треки Depeche Modeчасто делали музыканты, далекие от клубного мейнстрима, – такие как Kettel, Monolake или Ульрих Шнаусс, что явно говорило о том, что Мартин глубоко погружен в электронный андеграунд.

В рамках стиля Depeche Mode синтетический футуризм, интересный Гору, далеко не всегда оказывался на одной волне с вокалом Дейва Гаана (тот, напротив, все глубже уходил в блюз-рок), зато раскрывался на сольных пластинках музыканта. Песенный сольник Гора Counterfeit(2003) хвалили в первую очередь за изысканные электронные аранжировки, так что дальше оставалось только отказаться от песенного формата в пользу инструментальной музыки. В 2011-м он объединился с Винсентом Кларком (сооснователем Depeche Mode) и записал техно-альбом VCMG, а в 2015-м под псевдонимом MG (дабы отделить эту ипостась от Гора-певца и сонграйтера) выпустил отличный инструментальный диск, на котором слышны его эксперименты в жанре intelligent dance music и спейс-электроники 1970-х.

Новый релиз – пятитрековая пластинка длиной в неполных двадцать пять минут – это прямое продолжение альбома MG. Инструментальные пьесы с безупречно красивым синтезаторным звуком (Мартин в последнее время не на шутку увлекся модульными системами – последним словом в области «синтезаторостроения»). Трек Mandrill, в меру жесткое электро, отлично прозвучит на клубном танцполе; остальные четыре композиции, несмотря на вполне осязаемый ритм, – это музыка прежде всего для домашнего прослушивания. Гор не перебарщивает с мелодизмом (все мелодические линии звучат подчеркнуто лаконично, хотя в Howler все же узнается фирменная «депешмодовская» торжественность) и делает упор скорее на экспериментальный саунд-дизайн. Но несмотря на эту экспериментальную природу, слушая эту пластинку, невозможно отделаться от ощущения, что перед нами «неспетые песни». Так и ждешь, что долгое интро закончится и из-за электронных конструкций наконец выплывет вокал.
Если целью Мартина было доказать собственную состоятельность в качестве электронщика-экспериментатора, то опыт, несомненно, удался. Но на этом поле он все же так и остается одним из многих, а вот в качестве автора мрачно-возвышенных песен заменить его по-прежнему некем. Так что хочется пожелать Гору все же вернуться к песенному формату, причем на этот раз не отдавать вокальные партии Гаану, а спеть их уже, наконец, самому.