Sergei Rachmaninoff <br>Symphony No. 1. Symphonic Dances <br>The Philadelphia Orchestra <br>Yannick Nézet-­Séguin <br>Deutsche Grammophon Релизы

Sergei Rachmaninoff
Symphony No. 1. Symphonic Dances
The Philadelphia Orchestra
Yannick Nézet-­Séguin
Deutsche Grammophon

Филадельфийский оркестр вместе с дирижером Янником Незе-­Сегеном начинают новый большой проект, приуроченный к юбилею Сергея Рахманинова. К 150-летию композитора коллектив под управлением своего бессменного художественного руководителя запишет все симфонии и главные оркестровые опусы Рахманинова, в том числе «Колокола» и «Остров мертвых». В открывающий серию альбом вошли «Симфонические танцы», написанные специально для Филадельфийского оркестра в 1940 году, и злосчастный опус 13 – Первая симфония, с треском провалившаяся в день премьеры в Петербурге весной 1897 года.

Обращение Филадельфийского оркестра, входящего в пятерку лучших симфонических коллективов Соединенных Штатов, к сочинениям Рахманинова не случайно. Именно филадельфийцам композитор в свое время доверил первое исполнение не только «Симфонических танцев», но и своей Третьей симфонии, а записи рахманиновских опусов под чутким управлением Юджина Орманди считаются образцовыми интерпретациями его сочинений. Партию солиста в тех же фортепианных концертах, выпущенных в записи перед вой­ной, исполнил сам автор.

В этот раз героем проекта, посвященного самому русскому американцу, смело можно назвать любимца заокеанской публики, музыкального руководителя Метрополитен-­оперы Незе-­Сегена, который вот уже двенадцать лет возглавляет Филадельфийский оркестр (контракт с ним, кстати, подписан аж до 2026 года). 45-летний маэстро смело пересматривает традицию исполнения рахманиновских опусов и предлагает собственную линию их прочитывания, в основе которой – захватывающая новизна, свежесть взгляда, неожиданность решений.

Первая симфония в трактовке дирижера обретает черты выразительного лирического высказывания, которое рождается в результате соприкосновения разнородных эмоционально-­напряженных настроений, тонко и четко выделенных в тексте и соединенных вместе в звуке. Это музыкальное движение сложно предугадать: Незе-­Сеген формирует его всякий раз заново, с каждого эпизода, проведения или части – как будто импровизируя, оркестр идет по тропе повествования – сквозь тревожащую меланхолию, разрывающие сердце острые кульминации и захватывающий дух эпизод триумфального шествия, который обрывается инфернальными аккордами.

«Симфонические танцы» – последнее оркестровое произведение Рахманинова – звучат резко и слишком хореографично, однако этот ритмический антураж не мешает разглядеть в них зону интимного, обнажающуюся в горькой теплоте саксофона, призрачном пианиссимо вальса, пугающих блужданиях бас-кларнета в среднем разделе третьей части и растворяющемся финальном ударе там-тама, эффектно вбирающего в себя все полуторачасовое содержание диска. Трогательная, современная, живая работа, несущая столь характерную для Рахманинова печать грусти и так и ничем не восполненной утраты.