События

Два века МАЭСТРО

Два века МАЭСТРО

До середины июня в Москве работает уникальная выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Биография и творчество выдающегося балетмейстера отражены в архивных документах, фотографиях, афишах, произведениях графики, живописи и других экспонатах не только из собственного собрания Театрального музея имени А.А. Бахрушина. Партнерами проекта, подготовка которого заняла два года, выступили ведущие музеи и архивы России, Франции, Германии, США. Научный сотрудник Института искусствознания, куратор выставки театровед Сергей Конаев (СК) рассказал Юлии Чечиковой (ЮЧ) о том, какие моменты биографии и творчества Петипа представлены наиболее ярко.

ЮЧ Сергей Александрович, какие экспонаты выставки представляют лично для вас наибольший интерес?

СК Наверно, эскиз костюма Венеры к опере «Тангейзер» (художник – Альфред Альбер) для постановки Парижской оперы, почти идентичный тому, который Петипа заказывал в 1874 году, когда сам ставил танцы для «Тангейзера» в Петербурге. Эскизы создавались во Франции, в парижском бюро постановок S.C.David, и не были в свое время оплачены Петипа и дирекцией театра. Сохранилась переписка на этот счет, где шеф бюро постановок выражает удивление непостижимой забывчивостью, допущенной дирекцией. Неизвестно, чем кончилось дело, так как других документов не найдено. Главное открытие в том, что мы знаем один эскиз, пересекающийся с эскизом парижской постановки. Оба практически идентичны. Для парижской версии танцы ставил Люсьен Петипа, брат Мариуса, и это как раз тот случай, когда Мариус мог воспользоваться танцами брата, также как и костюмами.

ЮЧ По какому принципу вами отбирались эскизы к костюмам?

СК Либо с ними связана некая история, либо они нам объясняют что-то в методе работы Петипа с художниками и театрами. Можно выделить эскизы к балету «Царь Кандавл», примечательные тем, что содержат моменты, объясняющие бытие эскиза внутри императорских театров, когда по одному и тому же эскизу могли создаваться костюмы для других названий. В данном случае по некоторым надписям можно установить, что они использовались Петипа не только в Петербурге, но и в Москве (на них штампы московских ­театров), позднее и для опер.

На отдельном стенде представлены эскизы к балету «День и Ночь» 1868 года, заказанные лично Петипа (на бланке – тиснение с его фамилией и с подписью художника Адольфа Шарлеманя). Внимательные посетители могут разглядеть пометки Петипа, свидетельствующие о том, что из этого замысла вырос другой балет, для торжеств по случаю коронации ­Александра III – «Ночь и День». Его кульминацией был характерный дивертисмент, а уже к следующей коронации – на этот раз Николая II – в мифологическом балете «Прелестная жемчужина» воцарился классический танец. Этот переворот, который случился за два десятилетия с лишним в 80-е годы XIX века, отражен в изменении структуры такого балета, как «Лебединое озеро».

ЮЧ Какие еще важные темы нашли отражение в экспозиции выставки?

СК Отношения Петипа с художниками, прежде всего, с Иваном Всеволожским, директором Императорских театров и автором многочисленных эскизов к балетам Петипа. Речь идет о технологии. Существовал специальный термин «figurine», смысл которого, как можно предположить, в том, что художник вначале создавал только черно-белый набросок костюма. Хореограф отбирал то, что ему нравится, и высказывал пожелания по цвету, отталкиваясь от характера танца, который будет сочинять с этими костюмами. Таких эскизов выявлено не так уж и много, и на выставке они представлены кальками с костюмов, с критическими отметками самого Петипа. Это самая интересная часть работы, когда хореограф совершает выбор, и о том, как это происходило у Петипа, мы раньше не знали.

Еще один интересный мотив – эскизы костюмов как часть целого технологического процесса, в окружении декораций, в которых планировалось их бытование, а еще лучше вместе с пошитыми костюмами – это часть экспозиции, касающаяся «Спящей красавицы» и «Волшебного зеркала». Эскизы костюмов Всеволожского вызывали восторг у Петипа, их он находил полными вкуса, замечательными во всех отношениях. А эскизы Гурли Теляковской и Александра Головина, созданные по той же технологии (когда рисунок предшествовал цвету), Петипа, напротив, называл в своих мемуарах ужасными. Нам этот «ужас» совершенно не передается.

ЮЧ Среди экспонатов также планы сценария – того же балета «Синяя борода» Фитингоф-Шеля.

СК У Петипа был свой метод работы с композиторами. Он сочинял подробные описания с детальными заданиями – какая музыка нужна, какого характера, на сколько тактов. Этот метод был неизменен с 1860-х годов. Пуни, Минкус, Дриго, Чайковский, Фитингоф-Шель, Глазунов – все получали такие сценарии. Вопрос в том, какая в итоге возникала музыка. Кроме развернутых планов, Петипа писал и совсем лаконичные, умещавшиеся на листке, как план-сценарий музыки для танца Кота и Кошечки из «Спящей красавицы», идеально выполненные Чайковским.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди