DONIZETTI: IL PARIA <br>ALBINA SHAGIMURATOVA, MISHA KIRIA <br>RENÉ BARBERA, MARKO MIMICA <br>BRITTEN SINFONIA  <br>SIR MARK ELDER  <br>OPERA RARA CHORUS <br>OPERA RARA Релизы

DONIZETTI: IL PARIA
ALBINA SHAGIMURATOVA, MISHA KIRIA
RENÉ BARBERA, MARKO MIMICA
BRITTEN SINFONIA
SIR MARK ELDER
OPERA RARA CHORUS
OPERA RARA

С наследием Гаэтано Доницетти произошло то же, что с наследием Россини: опер создано много, а регулярно исполняют лишь малую часть. Так что проект с «Парией» кажется интересным уже на стадии замысла, и эту вещь, кажется, не записывали лет двадцать. Про Opera Rara (специализируется на редких и забытых музыкальных произведениях) пишут, что лейбл похож на Кристофора Колумба, открывающего новые территории в океане потерянных шедевров.

Опера «Пария» (Изгой»), впервые исполненная в 1829 году в неаполитанском театре Сан-­Карло, большого успеха не имела и прошла всего шесть раз. Доницетти не особо радовался своему опусу, и он тихо почил в бозе, хотя автор не раз использовал фрагменты музыки в других сочинениях. Ориентальное либретто из жизни средневековых индийцев особо не отличалось от сотен таких же по типу драматургии: условная экзотика, пылкие страсти, картинные злодеи и ходульные герои, великая любовь и трагические слезы. Сюжет представляет собой нечто среднее между «Аидой» и «Лакме». Нила, дочь жреца Акебаре, тайно влюблена в доблестного воина Идамора, а он по рождению – пария, то есть самозванец в мире браминов. Но этого никто не знает, кроме честолюбивого отца, ненавидящего высшие касты и требующего от сына преданности семейной идее. Все замешано на противостоянии каст, и финал, в котором главный пария радуется смерти собственного сына, потому что это может помочь в борьбе за права угнетенных, вовсе не ведет к очищающему катарсису.

В партитуре нет ничего восточного, это типичный Доницетти, неистощимый на кружевные мелодии, броские эмоции и головокружительные вокальные моменты. Как писали критики, «опера звучит по-индийски не более, чем “Итальянка в Алжире” Россини по-арабски».

Новая запись Il Paria сделана оркестром «Бриттен Симфония» под управлением Марка Элдера. Тут все деликатно по отношению к голосам и в то же время эффектно, как и требуется в романтической опере. Кастинг превосходный: хор Opera Rara – слаженный и с отменной дикцией, Нила – Альбина Шагимуратова щедро льет тембровое «серебро» своего голоса, Идамор – Рене Барбера щеголяет мастерством, сочетая сладость и мужественность, и пленяет тесситурной легкостью в сонме высоких нот, написанном для знаменитого Рубини. Дуэты влюбленных исполнены звуковой прихотливости и не менее совершенной психологической убедительности, когда звуковые достижения бельканто преображаются в слияние душ. Две другие партии – отца парии и Брамина, заклятых врагов и фанатиков идеи – отданы звучным баритонам (Миша Кириа и Марко Мимика), что не случайно: противоположности сходятся. Финальные квартеты (их несколько) воспринимаются трояко: как мелодраматическая оперная кульминация, как смелый оперный эксперимент и как последствие неизбежных дрязг.

В итоге – редкая, красивая опера, отменно спетая. Не зря британская пресса оценила запись на уровне четырех и пяти звезд, назвав «Парию» в числе «лучших классических дисков и DVD 2021 года».