Фэнтези про «Калинку» События

Фэнтези про «Калинку»

XVIII Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка России» завершился выступлением Белгородского академического русского оркестра

Появление прославленного коллектива стало традиционным и ожидаемым событием фестиваля «Музыка России», проходящего в стенах РАМ имени Гнесиных. Выступление оркестра подвело итоги насыщенной четырехдневной программы, где также приняли участие коллективы из Москвы и Тюмени.

В этом году белгородцы привезли сочинения, созданные композиторами в содружестве с музыкантами коллектива, смело балансирующего между академизмом и популярным искусством.

Скажем, симфония – не самый ожидаемый жанр в репертуаре оркестра русских инструментов. Тем не менее первое отделение концерта открыла «Белгородская симфония» москвича Григория Зайцева, посвященная 30-летию этого коллектива, и, что важнее, 315-летию Святителя Иоасафа Белгородского. Масштабная 40-минутная драма-мистерия, изобилующая контрастными эпизодами, внезапными экстатическими кульминациями и такими же резкими «обрушениями», была представлена оркестром цельно, сконцентрированно, с симфоническим размахом. Композитор стремился передать, с одной стороны, былинный дух, «преданья старины глубокой», с другой – отразить духовные переживания Святителя, прославившегося благочинностью и созидательными поступками (Иоасаф был наместником в Троице-Сергиевой Лавре, затем стал епископом Белгородским). Оркестр под управлением художественного руководителя Евгения Алешникова уверенно справился со сложными ансамблевыми задачами, прихотливой ритмикой, создав впечатляющую красочную фреску.

Не ограничившись одной симфонией в программе, белгородский оркестр исполнил также Симфонию № 6 (на русские темы) московского автора Геннадия Чернова – своего рода музыкальное приношение организатору предыдущих фестивалей «Музыка России», профессору Борису  Ворону. Ее контрастно оттенила драматическая поэма для оркестра русских народных инструментов «Борей», вдохновленная многолетним сотрудничеством петербургского композитора Артёма Нижника с Евгением Алешниковым. Образ легендарного северного ветра, запечатленный в интонациях мелодии «То не ветер ветку клонит» (к слову, любимой русской народной песни Евгения Алексеевича), отразил в символической форме не столько явление природы, сколько ветры перемен и бури, «которые всегда веют над Россией… и проносятся над каждым из нас».

Музыканты смогли передать театральную природу этих произведений, рельефную смену крупных и дальних планов, чутко следуя указаниям дирижера. Необыкновенная слаженность звучания и в то же время готовность каждого артиста оркестра в любой момент взять на себя «бразды правления» и исполнить виртуозное соло – это, пожалуй, «фирменная» черта белгородского коллектива.

Ни один концерт Белгородского академического русского оркестра не обходится без музыкального эксперимента, остроумной игры с канонами академического жанра. Фестивальный вечер не изменил традиции и порадовал слушателей сразу двумя искрометными миниатюрами. Первая из них – «Ягодная фантазия» белгородского композитора Ильи Мищенкова, посвященная талантливому балалаечнику Юрию Фукалову. В руках музыканта старая добрая «Калинка» из напевно-плясовой песни превратилась в шедевр джазовой импровизации на балалайке, «сдобренной» красочными элементами в духе народного «фэнтези».

Еще одним музыкальным сюрпризом стал финальный аккорд концерта – пьеса «Чудо-Порушка» московского автора Дмитрия Калинина, встреченная публикой с неподдельным восторгом. Сочинение, посвященное Алешникову, предстало в виде причудливого, но весьма органичного микста неофициального фольклорного гимна Белгородчины «Порушка-Параня» и хитов популярной британской электро-панк-группы The Prodigy. Музыканты сбросили с себя (некоторые – буквально) строгие академические фраки, показав, как здорово они умеют работать в эстрадном амплуа.

В заключение нельзя не отметить колоссальную работу, которую проделал этот коллектив Белгородской государственной филармонии за последние годы, создав свой индивидуальный стиль и пестуя плеяду талантливых композиторов. Оркестр неизменно продолжает расширять границы наших представлений о национальном искусстве, доказывая, насколько неисчерпаемы возможности русских народных инструментов.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди