Химия жизни События

Химия жизни

В консерватории исполнили оперу-притчу о химии и Холокосте

Опера «Периодическая система» композитора Алины Подзоровой и режиссера Аси Чащинской появилась благодаря пермским производителям метанола: компания спонсировала проект Women in Art – специального блока образовательной программы Дягилевского фестиваля. По условиям проекта участницы представляли концепции спектаклей, связанные с темой химии, и выигравшая команда предложила эскиз по мотивам книги Примо Леви – итальянского писателя и химика, пережившего Освенцим. Оперу поставили на Дягилевском в 2019-м, а в этом году показали в Москве: в День Победы полусценическую версию можно было увидеть в консерватории.

Тексты Леви не так хорошо знают в России, хотя писатель неоднократно бывал в Советском Союзе и трепетно относился к русским, ведь советские солдаты освобождали Освенцим. После войны он приезжал по работе на завод в Пермь, и теперь, через много лет именно в Перми поставили оперу по его текстам. Самые известные произведения Леви – роман «Человек ли это?» (1947) и книга рассказов «Периодическая система» (1975) – не сразу получили признание, но сегодня по праву стоят в одном ряду с шедеврами мировой литературы. В русском переводе они появились только в начале двухтысячных годов. Если роман «Человек ли это?» по строению похож на другие тексты о Холокосте и написан в стиле дневника событий, то «Периодическая система» уникальна по своей форме: химические элементы и процессы (каждый из рассказов носит название какого-либо элемента) становятся метафорами жизненных перипетий. Здесь запечатлены история семьи Леви, разнообразные научные опыты, разговоры с близкими людьми и коллегами, воспоминания о лагере, рассуждения о политике и нацизме.

Такой изобретательный и насыщенный текст, конечно же, невозможно воплотить в мини-опере, длительностью около часа, поэтому постановщики сфокусировались на истории двух героев книги – Леви и немецкого химика Мюллера. Они встретились в Освенциме: писателя заставили работать в лаборатории, которую возглавлял Мюллер; после войны Леви случайно наткнулся на химика с такой же фамилией, написал ему письмо и получил ответ. Переписка между ними продолжалась в течение некоторого времени, они даже планировали встретиться, но Мюллер вскоре умер. Эта история – сквозная линия оперы, соединяющая шесть эпизодов в единое повествование.

В спектакле четыре героя: Леви (бас Игорь Витковский) – седовласый писатель, восхищенно занимавшийся химией, но вместе с тем, вновь и вновь болезненно переживавший события войны и пытавшийся понять природу человеческих поступков; Мюллер (тенор Константин Самойлов) – тоже химик, но человек, работавший на нацистов и не испытывавший сильных угрызений совести по этому поводу; а также два женских собирательных персонажа –  муза Ирит (меццо-сопрано Светлана Злобина) и Голос Матери (сопрано Ольга Реутова). Их партии написаны традиционно, без использования специфических техник, больше терпкости и фантазийности было у инструментального ансамбля. Музыканты Ad Hoc Ensemble и певцы под управлением дирижера Джереми Уолкера в партитуре «Периодической системы» существовали органично и в хорошем балансе друг с другом.

Для этой оперы не очень подходил Рахманиновский зал: музыкальная часть спектакля выглядела убедительно, а вот сценическая – не совсем. Постановщикам было сложно работать с пространством, потому что в зале с большими окнами оказалось слишком много естественного света. По периметру сцены натянули черную ткань с дырками, как будто бы разъеденными химическими соединениями; она воспринималась и как темная материя, которая поглощала героев или, наоборот, они выплывали из ее глубин. В этой полусценической версии не так рельефно была передана символическая часть спектакля: химические элементы и их реакции. «Периодическая система» – история взаимоотношений людей сквозь призму химии; возможно, психологическая и этическая драма героев Леви будет еще пронзительнее, если все театральные элементы окажутся на своих местах.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди