История легендарного возвращения События

История легендарного возвращения

В Москве и Санкт-Петербурге прошли концерты группы «Кино»

Вокруг «Кино» – проекта, возрожденного в тот момент, когда все уже устали надеяться, с самого начала было множество споров. Как обычно, в первую очередь выступали критики. Список обвинений понятен и в целом сводился к одному: «Никакого “Кино” без Виктора Цоя быть не может, музыканты зарабатывают на былом имени».

Идея создания, точнее большого и необычного реюниона «Кино» витала давно, пожалуй, еще со времен работы над «Атаманом» – неопубликованной ранее песней «Кино», в музыку которой при помощи современных технологий искусно вплели не только новое звучание, но и голос погибшего в 1990 году Цоя. Тогда в проекте были задействованы музыканты «Кино» – Юрий Каспарян (гитара), Игорь Тихомиров (бас), Георгий «Густав» Гурьянов (ударные). В качестве саунд-продюсера восседал лучший звукорежиссер Санкт-Петербурга Андрей Алякринский, одинаково мастерски работающий как за концертным, так и за студийным пультом. Чуть позже не стало Гурьянова, но идея сделать полновесный проект, позволяющий «крутануть» «Кино» по новой, не угасла.

Инициировал это Алякринский, который при поддержке сына Виктора Цоя, Александра, обратился с этой инициативой к двум «киношникам» и получил добро. Дело пошло дальше – к проекту подключился Александр Титов, первый басист «Кино» и практически бессменный участник «Аквариума». Состав закрепили барабанщиком Олегом Шунцовым (работавшим с Каспаряном нал проектом «СимфоКИНО») и Дмитрием Кежватовым (экс-гитарист поп-панк-группы «Тараканы!»).

На этот раз «Кино» решило не ограничиваться студийными переработками созданных ранее песен. Главная задача – показать, как бы группа выглядела сейчас, учитывая неизменную страсть Цоя ко всему новому, модному и новаторскому. Более двадцати лет назад кулуарно обсуждалось, как бы могло звучать современное «Кино».

Наиболее целостным выглядело сравнение с группой U2, когда-то сделавшей эволюционный рывок от постпанковских альбомов вроде Boy и October (в чем-то вдохновлявших и раннее «Кино») к глобальным гитарно-электронным полотнам Achtung Baby и Zooropa, подкрепленным огромными стадионными шоу с тысячами тонн звука, света и всего, без чего немыслим современный концерт.

Нынешнее «Кино» – это, конечно, не группа в ее первоначальном понимании, а скорее кибер-арт-проект, этакий интерактивный театр, построенный на давно известном, но переосмысленном с точки зрения НТР уровне. Случаев, когда группа после смерти лидера продолжала работу – более чем достаточно. От убедительного перевоплощения Joy Division в New Order, до жалкой клоунады Queen с Ламбертом: первые полностью отказались от материала вокалиста Йена Кёртиса, вторые – нещадно эксплуатировали известный материал.

Стадионное шоу было готово еще больше года назад, но по понятным причинам тот тур не состоялся, в первый раз «Кино» вышло на сцену петербургского клуба «Севкабель» совсем недавно, получив порцию заслуженных отзывов. Несмотря на то, что запись концерта при наличии доступа была обнародована в интернете, многие предпочли дождаться «живого» концерта, в полной мере передающего глобальный «киношный» замысел. Все ожидания полностью оправдались, что и показали выступления на самых серьезных площадках для самой массовой и требовательной – московской, а в данном случае куда более важной – питерской аудитории.

Каждый концерт нового «Кино» – это очень продуманное шоу, в котором личный музыкальный и музыкантский опыт наслаиваются на знание современных музыкальных технологий и цифровых аудио-видеодостижений. Юрий Каспарян на протяжении концерта не меняет своей легендарной, еще «киношной» белой гитары «Ямаха», заставляя зал взрываться на первых нотах, находящихся на подкорке у сотен тысяч поклонников «Кино». Александр Титов и Игорь Тихомиров – басисты, чередующиеся в зависимости от трека, а во второй половине концерта – работающие ударной парой. Игорь – с неизменной жвачкой, так же, как и на кадрах тридцатилетней давности, демонстрируемых на огромных экранах. Александр Титов застенчиво улыбается и подпевает даже про себя, там, где партия бэк-вокала не подразумевается. Именно эти четыре вокальных микрофона, с которыми работают гитаристы и басисты, и создают в некоторых треках удивительной силы поддержку голосу Цоя, звучащему в записи. Гитаристу Кежватову отведена абсолютно простая для него, но ответственная миссия:он играет гитарные партии Цоя и делает это предельно четко. Олег Шунцов – очень плотный барабанщик, понимает, что весь его современный инструментальный арсенал не оставляет шансов оригинальным барабанным партиям Густава – Георгия Гурьянова (1961-2013) и «усложняет» их максимально корректно.

В сэт-листе – только хиты «Кино». Хотя многие ли песни Цоя его поклонники сочтут «не хитами»? Никакой хронологии, все подчинено общей концертной энергетике, под воздействием которой находятся в первую очередь сами музыканты – это видно и по тому, как они играют, как двигаются, сближаясь на сцене, образуя общий магический круг. Здесь нет никаких голограмм, двойников и манекенов. На сцене играет живая группа, и звучит голос Виктора. Все происходит на фоне уникального видеоряда, скомпилированного из анимационных сюжетных роликов, витиеватых коллажей и, конечно, архивной хроники. За видео отвечает Дэнни, сын легендарного Олега Сальхова – одного из самых ярких отечественных электронщиков (Block Four (Quartz), F.R.U.I.T.S.), звукорежиссера «Морального кодекса» и «Мегаполиса». Олега не стало в 1999-м, а сын Дэнни и его команда творят чудеса за него. Цой возникает в анимационных роликах на каких-то сумасшедших картинках, филигранно вписывается в транслируемый на экран нынешний состав там, где видео поддалось синхронизации со звуком.

Совсем не обязательно быть поклонником «Кино», но, если ваше детство, отрочество, юность, пришлись на конец 1980-х – начало 1990-х годов прошлого века и на ваших магнитофонах и плеерах крутились кассеты с «Группой крови» или «Звездой по имени Солнце», это шоу для вас. И для ваших детей. Просто потому, что современный молодой человек вряд ли сможет без брезгливости относиться к очередному Моргенштерну (внесен в реестр иноагентов) , увидев этот по-настоящему яркий, умный и современный проект, – цоевские песни удивительным образом не растеряли своего лаконичного, цельного и глубокого смысла. Не настраивайтесь на ностальгическую волну – это новое «Кино», и показывают его на всех уровнях действительно по-новому.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии