Béla Bartók. <br>Bluebeard’s Castle <br>Mika Kares, Szilvia Vörös <br>Helsinki Philharmonic Orchestra <br>Susanna Mälkki <br>BIS Релизы

Béla Bartók.
Bluebeard’s Castle
Mika Kares, Szilvia Vörös
Helsinki Philharmonic Orchestra
Susanna Mälkki
BIS

Аудиозапись сделана Хельсинкским филармоническим оркестром с живого исполнения в оперном театре в январе 2020 года. Длительность и одновременно масштабность «Бороды» является серьезной кураторской задачей: собрать большой оркестр ради произведения на час нецелесообразно чисто экономически, а значит, к каждому представлению «Бороды» нужно ставить ­что-то еще в пару. Хельсинкский филармонический в своей постановке исполнял увертюру «Король Лир» Берлиоза, но в диск Берлиоз не вошел. Таким образом, запись представляет собой «Бороду» как «вещь в себе» – замкнутое и направленное вглубь произведение, которое ­наконец-то удостоено чести быть единственным, самим собой. Наличие «Синей Бороды» в репертуаре исполнителя о многом говорит: певец, взявшийся за партию Юдит или Бороды, целеустремлен, готов к упорному труду (петь не по-венгерски сейчас – сродни проявлению неоколониализма, особенно если по-немецки), открыт к исполнению сложной музыки и понимает, что такое престиж. Также эту оперу можно счесть отличным трамплином к вагнеровскому репертуару, потому что местами Барток делал аллюзии к Рихарду I. Например, у «третьей двери» звучит явный оммаж «Золоту Рейна». По сути, на этой опере можно почувствовать, каково это – противостоять огромному оркестру и тянуть на себе все действие: здесь не будет никаких хоров и «дуэтов согласия».

Хельсинкский филармонический оркестр под управлением Сусанны Мялкки звучит стройно, без швов, особенно импонируют переходящие из партии в партию соло деревянных духовых. Чувствуется прожитость музыки, ее понимание. Финский бас Мика Карес поет довольно ладно, но суховато. Вероятно, из-за того, что венгерский – не его родной язык, он пытается как можно четче произносить слова, и местами его пение переходит на слоговое. Венгерское сопрано Сильвия Вёрёш связывает фразы значительно лучше, но ее голос тяжеловат для роли Юдит, особенно в звучных эпизодах, а вот с пиано она справляется.