Не спать События

Не спать

Сводки с Дягилевского фестиваля

Когда говоришь, что отправляешься сюда впервые, то уже побывавшие на фестивале знакомые оживляются и присылают напутствия. Большинство советует держаться – и не зря. Вечерние концерты идут подряд и перетекают в ночные, утром их сменяют лекции и встречи с композиторами – и все это нужно осмыслить, не упустить, не проспать, в конце концов! Первые дни публику завораживали пианисты Вадим Холоденко, Йоонас Ахонен и Антон Батагов, заговаривали композиторы Леонид Десятников и Владимир Мартынов. В роли «жрецов», как всегда, выступили музыканты оркестра и хора musicAeterna, дав пару заутренних концертов и устроив традиционную полуночную мистерию Lux Aeterna.

Бетховен Ахонена

После выступления финского пианиста Йоонаса Ахонена площадь перед Органным залом превратилась в поле дискуссии. «Настоящий панк!», «Халтура», «Я не знаю, как это рецензировать», «Объясни мне как музыковед, разве можно так неритмично играть Бетховена?», «Только так Бетховена сегодня и можно играть», – многим Дягилевский открыл новое имя.

Вероятно, правда в том, что Бетховен Ахонена – это смелая интерпретация. С одной стороны, пианист играет в легендарном ансамбле Klangforum Wien и специализируется на исполнении современной музыки, с другой – известен трактовками Бетховена на исторических инструментах. Но подобное разведение по сторонам возможно лишь на словах. Вариации на тему Диабелли вызвали полемику потому, что Ахонен лишил их привычной классико-романтической темпоральности и поместил в пространство Шаррино, Сондерс и Гандера, звучавших в первом отделении. Бетховенская идея, бывшая в становлении, очутилась в мире, где ее жизнь длится гораздо короче, – она не использует звук как строительный материал, поскольку сама им и является. За его существованием композиторы наблюдают под разным углом: Шаррино в Ноктюрне № 2 интересуют крайние регистры и взаимодействие звука с тишиной, Ребекку Сондерс (To an utterance – study, 2020) и Бернхарда Гандера («Питер Паркер») – плотность и тембр. Вот и в бетховенских Вариациях, которые Ахонен играет будто с листа, расшатанные ритмы и брошенные окончания – это не что иное, как следствие движения звуковых массивов, словно тектонических плит, разрушающих привычный бетховенский «ландшафт». К слову, на следующий день Ахонен дал мастер-класс, где преподавал уже вполне классического Бетховена. Разве что длинные ноты он просил играть покороче – так, как они звучали на старинных инструментах.

Боги Перми

На рассвете Пермская художественная галерея превращается в концертный зал. Чтобы попасть к месту действия, нужно для начала пройти по центральным улицам до берега Камы и убедиться, что «не спать» – это слоган не только фестиваля, но и гуляющего до утра города. Затем, оказавшись внутри галереи, пробраться между картин вдоль тропок, освещенных электронными свечками. В финале пути будут ожидать деревянные изваяния христианских святых с татарскими, удмуртскими и марийскими лицами. Так называемые «пермские боги» смотрят из предрассветных сумерек на зрителей, которым запрещено хлопать и пользоваться телефонами – все для создания атмосферы таинства.

Раньше здание Художественной галереи было собором. Храмовая акустика благоволит к хору, и тут более чем органично прозвучали византийские распевы коллектива musicAeterna byzantina. А вот барочная полифония виолончельных сюит Баха, исполненных солистами оркестра musicAeterna Мириам Пранди и Алексеем Жилиным, наоборот, рассеялась и превратилась в обезоруживающе красивый сонор.

Энигмы Дягилевского

На встрече со слушателями композитор Владимир Мартынов сказал: «Есть две вершины, на которых всегда ясно и светло. Одна вершина – это боги, которые знают, что они знают. Вторая вершина – это звери: они не знают, что они не знают. А в низине человек: он знает, что он не знает. Это связано со словом. Человек говорит и обретает огромные оперативные возможности влияния на действительность, но в то же время – это утрата контакта с реальностью. Человек преобразовывает ее вместо того, чтобы пребывать в ней».

Среди придумок Дягилевского фестиваля концерты-энигмы, пожалуй, самая замечательная. Что звучало, узнаешь только после. В кромешной тьме, без программки устанавливается тот самый «контакт с реальностью», на восприятие которой не влияют ни словесные, ни зримые образы.

На одном из таких концертов в Доме Дягилева пианисты Вадим Холоденко, Йоонас Ахонен и Антон Батагов играли свои любимые сочинения в окружении расположившихся на ковре слушателей. Три исполнителя и три темперамента, по три выхода у каждого: сангвинистическую манеру Холоденко (сонаты Томаса Адеса и Карла Вайна) сменял холеричный Ахонен (этюды Лигети), начало следующего подхода подготавливала меланхоличная киномузыка Батагова. В финале этот круг ненароком разомкнулся: чтобы завершить выступление, пришлось переждать 10-минутные залпы салюта в честь Дня России. Вслед за последним из них Батагов незамедлительно начал играть, вписав свою музыку в образовавшийся саундскейп – случайность, достойная партитуры!

Канон Теодора

От Хильдегарды Бингенской до Алексея Ретинского – века хоровой музыки слились в пространстве Завода им. Шпагина, утратив временные очертания. Дирижеры Теодор Курентзис и Антониос Кутрупис возглавили хоры musicAeterna и musicAeterna byzantina.

Не стоит ждать от концерта Lux Aeterna, который Курентзис устраивает из года в год, чего-то принципиально нового. Это, можно сказать, личная служба Теодора по им же установленному канону. Таинство ночи и черных одеяний, свечей и запаха ладана традиционно соседствует с часовой задержкой, измененной рассадкой и замечаниями по поводу светящихся телефонов еще до начала выступления. Любые возмущения здесь наивны: как ни крути, Курентзис – это культурный проект с амплуа тайного общества, церемониальный квест, где высокое качество исполнения обменивается на подчинение участников и слушателей установленным поведенческим и организационным законам. Приняв это, можно без раздражения слушать музыку, качество исполнения которой у Курентзиса всегда остается на высоте.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии