Успеть за шесть часов События

 Успеть за шесть часов

Нынешний, шестой по счету, Международный музыкальный фестиваль «Безумные дни» в Екатеринбурге состоялся вопреки всему

В 2020 году пандемия не позволила провести его вовсе. В 2021-м даже на родине «Безумия» в Нанте (там обычно проходит 350 концертов) теперь провели всего 24, а в Токио (где событий, как правило, еще больше – 450!) на сей раз осилили только 3!  В Екатеринбурге же удалось то, что не получилось ни у французов, ни у японцев: полномасштабный – сто концертов за три дня – и в полном смысле слова международный фестиваль.

«Безумные дни» изначально задуманы французом Рене Мартеном как фестиваль-рекордсмен, ведь его главная «фишка» – в огромном количестве коротких концертов нон-стоп, популярных разножанровых программах, дешевых билетах и близости концертных залов, в которых все происходит. Рекорды ставят все: организаторы, артисты, зрители, перемещающиеся с площадки на площадку… Ну и журналисты тоже. Например, в моем распоряжении было всего полдня. Прилетев в столицу Урала в 2 часа дня, к 20.45 я уже побывала на четырех концертах в разных залах, взяла три интервью и даже пережила резкую перемену погоды (жара внезапно сменилась ураганом и резким похолоданием). Так спрессовать время, мне кажется, можно только в Екатеринбурге –  поневоле тут вспомнишь о теории относительности Эйнштейна.

Но рекорды рекордами, а главное все же – художественная планка, и она была высока. Доминировали, конечно же, наши звезды: прежде всего Уральский филармонический оркестр во главе с Дмитрием Лиссом, Александр Рудин со своим оркестром Musiса Viva, солисты Никита Борисоглебский, Варвара Мягкова, Константин Емельянов… Константин, кстати, выступал «за себя и за того парня» – коллегу Алексея Мельникова, внезапно заболевшего коронавирусом. Пришлось играть и свои, и чужие программы (как только Костя это выдержал?). Так, например, возник внеплановый монографический шопеновский клавирабенд в Камерном зале Свердловской филармонии (четыре мазурки, два полонеза, Третье скерцо и Полонез-фантазия). Шопен не Чайковский,  с которым у пианиста полное взаимопонимание. С «капризным» же польским классиком пока, как мне кажется, музыкант общается скорее на «вы», но ему явно интересно это преодоление, сближение, и Шопена Константин Емельянов стал играть все чаще. Признаюсь, мне страшно любопытно наблюдать за этим незаурядным музыкантом и освоением им романтического пространства.

Никита Борисоглебский (скрипка), Александр Рудин (виолончель), Георгий Чаидзе (фортепиано)

Романтическую программу (Брамс, Шуман) представила и пианистка Варвара Мягкова в одном из лучших камерных залов России – Зале Маклецкого, который является частью Свердловского музыкального училища имени П.И.Чайковского (на этой сцене выступали Шостакович, Прокофьев, Ойстрах, Нейгауз, Лемешев, Козловский, etc.). Варваре пришлось нелегко: хоть по акустике зал и прекрасный, но вот беда – в нем нет кондиционеров, а открытые в тридцатипятиградусную жару окна принесли не прохладу, а лишь посторонние звуки с улицы. Но после напряженных, как мне показалось, «Симфонических этюдов» и трех интермеццо Варвара расслабилась и неожиданно «сменила пластинку», нежно и тонко исполнив на бис сонату Скарлатти.

Чуть раньше в этом же зале играли французы: парижский квартет Psophos и пианистка Эцуко Хиросэ, которая также живет в столице Франции. Фортепианный квинтет Брамса исполнили с большим чувством, особенно струнники. В составе квартета три девушки (скрипачки и альтистка), а также виолончелист Гийом Мартинье, который показался мне лидером. Впрочем, он отрицал какую бы то ни было иерархию в коллективе: «У нас нет лидера. Каждый участник – это личность, иногда мы спорим, и это очень интересно. Словом, у нас демократия. То, что мы делаем,  это результат наших общих усилий».

Наверное, так, но в любом случае Гийом – самый общительный член квартета. И я продолжала пытать его – например, про Зал Маклецкого: «Сегодня ужасная жара, кондиционера нет, но зато какая замечательная акустика в этом зале, мы просто наслаждались игрой!» Правда, ребятам пришлось непривычно долго настраивать инструменты.  «Потому что очень жарко, и строй, что называется, плывет», – объяснил Гийом.

Ну а главный вопрос, который меня мучил: как они добрались до Екатеринбурга? Выяснилось – согромными сложностями: «Много оформили бумаг, долго делали визу, сдали ПЦР-тест, вакцинировались. Это было какое-то сумасшествие, но главное – мы здесь». И, как выяснилось, живя в одном городе – Париже, они чуть ли не впервые за долгое время пандемии встретились… в Екатеринбурге!

Филипп Бернольд и Вероника Лемишенко

Французы, японцы, армяне – иностранцев на этот раз было, конечно, меньше, чем всегда, и все же здорово, что они вообще доехали до Урала. Кстати, концерт обаятельных французов под номером 11 (на «Безумных днях» все концерты пронумерованы) назывался «Любите ли вы Брамса?» Вообще, названия в фестивальной афише есть у всех  программ, некоторые весьма витиеваты, например: «“Лягушки” из XVIII века» (музыка Вивальди и Телемана, у которого, оказывается, есть концерт «Лягушки»), или «Буря и гроза с оркестром» (Бетховен, Россини, Рамо, Вивальди, К.Ф.Э.Бах в исполнении Камерного оркестра Алексея Уткина), или «Обыкновенный волшебник» (киномузыка Геннадия Гладкова). А что такое «Наивно и ужасно», слушатели узнали на еще одном сольном концерте Константина Емельянова (от «Детских сцен» Момпоу и Шумана до «Танца страха» Фальи).

Главный смысл «Безумных дней», как известно, в привлечении новой публики (и удержании интереса старой, конечно же). И публика не подвела: сто концертов собрали 22600 человек (и 65000 смотрели концерт-закрытие в сети «ВКонтакте»). Могло бы быть больше, но в Екатеринбурге разрешена максимум 75-процентнаярассадка – так что все концерты шли практически на аншлагах.

Неугомонная Свердловская филармония на «Безумных днях» не успокоилась:  в августе проводит «Воздушный сезон» – концерты open air в городских парках. А ведь были еще фестивали к 250-летию Бетховена и 140-летию Мясковского. А уже в сентябре – октябре грядет VI Симфонический форум России с участием восьми оркестров из семи регионов – от Москвы до Якутии, Башкирии и Красноярска.

К Свердловской филармонии лично у меня только один вопрос: ребята, как вам все это удается?

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди