Мария Мотолыгина: <br>Я не из тех, кто отступает Персона

Мария Мотолыгина:
Я не из тех, кто отступает

«Музыкальная жизнь» представляет первое большое интервью оперной певицы, выпускницы Молодежной программы Большого театра, лауреата таких престижных конкурсов, как Международный вокальный конкурс имени Монюшко и Конкурс Чайковского.

С Марией Мотолыгиной (ММ) перед ее дебютом в театре «Новая Опера» пообщался Сергей Буланов (СБ).

СБ Мария, давайте начнем нетривиально. Какую музыку вы слушаете?

ММ Мой плей-лист довольно разнообразный. Иногда под настроение могу послушать и группу «Ленинград»! Периодически нужно «отключаться» от классики, здесь мне помогают песни из детского репертуара, из кинофильмов. Люблю слушать инструментальную музыку: симфонии Моцарта, фортепианные концерты Чайковского.

СБ Ваш голос – сопрано. Как точнее его «классифицировать»?

ММ У меня плотный голос, и в самом начале пути я видела себя драматическим сопрано, но сейчас тяготею к лирическому репертуару. Совсем скоро в «Новой Опере» я спою «крепкую» Иоанну в «Орлеанской деве» Чайковского – но согласилась исключительно потому, что мы будем исполнять только первый акт. Были когда-то мысли и о меццо-сопрано, но еще в колледже мы с моим первым педагогом Маргаритой Владимировной Степанчук попробовали репертуар, и она поняла, что в голосе этого нет. Мне везет по жизни с педагогами.

СБ У вас есть кумиры среди сопрано?

ММ Я вообще не склонна к «фанатичности», поэтому назову самых первых певиц, с творчества которых началось мое знакомство с академическим вокалом: Анна Нетребко, Чечилия Бартоли и Галина Вишневская.

СБ Обычно называют исключительно певцов прошлого, а у вас из «того мира» только Вишневская. Кстати, на ваш взгляд, ее техника сильно отличается от современных норм вокала?

ММ Думаю, да. Эталоны меняются каждые 10-15 лет. Что касается моего выбора, его объяснить легко: когда я начинаю готовить новый репертуар, то ищу ту певицу, которая мне в нем нравится. Нетребко, например, я начала слушать в период ее дебюта в «Травиате», она захватывала раскрепощенностью на сцене, живыми эмоциями.

СБ Поговорим о серьезном периоде вашей жизни, который сейчас подошел к концу, – Молодежной оперной программе Большого театра.

ММ Первый раз я решила прослушаться в программу, когда заканчивала Саратовскую консерваторию. Мы с подругой поехали на прослушивание в Екатеринбург: получилось интересное приключение, но уровень моей подготовки оказался недостаточным, и на второй тур меня не отобрали. Несмотря на неудачу, меня впоследствии пригласили в труппу Екатеринбургского театра. Но на следующий год я снова решила попробовать попасть в программу или хотя бы получить рекомендации для дальнейшего развития. Со второй попытки меня взяли.

СБ Сколько вы проработали в Екатеринбурге?

ММ Полтора сезона. Дебютировала в партии Купавы из «Снегурочки» Римского-Корсакова, затем были Графиня в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и Княжна в «Русалке» Дворжака. Еще, кроме небольших ролей, я спела партию Миссис Найду в опере «Сатьяграха» Гласса.

СБ Как проходило ваше обучение в Молодежной программе?

ММ Дмитрий Юрьевич Вдовин и Светлана Григорьевна Нестеренко очень комплексно со мной работали. Молодежная программа для вокалистов – как армия. Дальше тебе уже ничего не страшно! Уникальность программы в том, что она помогает перестроиться от консерваторской учебы к реальной работе в театре. К сожалению, вузовское образование совершенно не готовит певцов к требованиям современной сцены. База вроде бы хорошая, но она не адаптирована. Молодежная программа помогает «добрать» знания и отточить свои навыки, помогает понять, что и зачем ты делаешь на сцене. Конечно, большая работа происходит над стилями, мы учим языки – все это помогает быть самостоятельным.

СБ Да, правильное произношение напрямую влияет на технику, например.

ММ Но мало кто это понимает! Я сама это осознала, только когда попала в программу. Звуки открытые или закрытые, где они формируются, как не зажать челюсть, какое должно быть положение языка – все эти «винтики» взаимосвязаны, если одна шестеренка не работает или заржавела, механизм работать не будет.

СБ Три года в Молодежной программе – хватило?

ММ Вполне. У меня, кстати, получилось три с половиной года. Из-за ситуации с пандемией нам продлили контракты. Последний год был непростым, сразу после ослабления ограничений мы плодотворно работали, много концертировали.

ММ Как пережили первую, самую трудную волну пандемии?

СБ В прошлом году до июня все занятия проходили онлайн. И за то время я умудрилась с моей пианисткой Валерией Прокофьевой дистанционно выучить партию Февронии. Но, к сожалению, зарубежный контракт на «Китеж» у меня отменился опять же из-за ограничений.

СБ Не было мыслей: ничего не откроется, брошу профессию, пойду работать бухгалтером?

ММ Нет, такого не было. Было тяжеловато, хотелось привычной кипучей деятельности. Но я никогда не видела себя в другой профессии.

СБ Расскажите о крупных конкурсах в вашей биографии.

ММ Когда я пришла в Молодежную программу, то слышала советы коллег: надо брать от программы максимум! А как взять, если там огромное количество занятий, мастер-классов российских и зарубежных коучей? С определенного момента я нашла подходящий для себя способ учиться: например, стала готовиться к III Всероссийскому музыкальному конкурсу и помимо «базы» стала выбирать занятия, необходимые для подготовки конкретного конкурсного репертуара.

СБ Победа на Всероссийском конкурсе дала дорогу на Конкурс Чайковского?

ММ Да. Честно говоря, Конкурс Чайковского оказался для меня эмоционально и психологически непростым периодом в жизни. У меня в рамках буквально одного месяца был сначала Конкурс Монюшко, потом я сдавала госэкзамены в Екатеринбурге, и в конце марафона сразу же начался Конкурс Чайковского.

СБ Нет разочарования, что получили третью премию?

ММ Абсолютно нет. Я адекватно оцениваю себя: я не пела на первую премию, и могла лучше.

СБ После конкурса Монюшко у вас должен быть контракт в Варшаве?

ММ Да, я скоро спою там Микаэлу в «Кармен» Бизе.

СБ Сейчас после окончания Молодежной программы вы чувствуете себя твердо стоящей на ногах певицей?

ММ Скажем так, сейчас в моем расписании все очень плотно. После «Орлеанской девы» в «Новой Опере» я спою Донну Анну в «Дон Жуане» в Красноярске, дальше – Микаэла. Но пару месяцев назад еще ничего этого не было.

СБ Нетрудно заметить, что судьба вам благоволит и сама все время что-то нужное преподносит.

ММ Мне однажды случайная знакомая сказала, что я баловень судьбы. Но если самому ничего не делать – ничего не получится, конечно.

СБ Недавно вы в проекте «Кантаты Lab» спели «Эрминию» Берлиоза в необычном сценическом решении.

ММ Мне было очень интересно! Никаких рамок, мне дали свободу. Наш процесс студийной звукозаписи не был «имитацией», записывались по-настоящему и на полной импровизации. Единственное, мы обговорили, что поем три арии. Все остановки, исправления – без всяких заготовок, живой процесс. На первом концерте, например, у девушки из зала упал телефон, мы сразу остановились, начали переписывать тот фрагмент.

СБ Вам нравятся смелые или даже радикальные режиссерские решения?

ММ В музыке уже все заложено. Наша задача – разгадать все это и сделать доступным для других. Например, я считаю удачной необычную постановку «Дон Жуана» из Экс-ан-Прованса. Я пересматривала ее много раз и всегда замечала новые детали: игру со светом, реакции, как все пересекается, как работает миманс.

СБ Мы уже начинали говорить об «Орлеанской деве». Как у вас складывается репетиционный процесс с новым главным дирижером «Новой Оперы» Валентином Урюпиным?

ММ Замечательно! Он ставит очень четкие задачи. У нас было достаточно много уроков в классе, потом были спевки и оркестровые репетиции. Возможно, образ Иоанны не совсем совпадает с моей мягкой природой, у нее темперамент более яркий, но я нашла, как это сделать и чем для себя оправдать. Мне интересен этот персонаж и процесс формирования ее характера, ее споры с самой собой. Интерпретируя образ Иоанны, мы с Валентином Урюпиным мыслим в одном ключе.

СБ Вы прекрасно поете не только оперу, но и камерный репертуар. В чем секрет?

ММ Раньше у меня к романсам было иное отношение, которое менялось под воздействием того пласта знаний, который у меня появлялся в Молодежной программе. Меня научили «копать»: разбирать поэтический текст, понимать символизм и подтексты.

СБ В плане репертуара вы когда-то сталкивались с трудностями?

ММ Да, но я не из тех, кто отступает. Пару лет назад я пробовала ту же Донну Анну, и она у меня сначала, что называется, не пошла. Но я понимала, что хочу это сделать. И я это сделаю.

СБ В Москве за эти три с половиной года вам удавалось куда-то выбраться: в музей или театр?

ММ Первое время все силы уходили на получение знаний, хотя моя тяга к впечатлениям всегда давала о себе знать. Постепенно появлялось свободное время, я стала где-то бывать. Среди последних моих сильных впечатлений – спектакль «Сказка про последнего ангела» в Театре Наций. Еще, когда я готовилась к исполнению кантаты Берлиоза, пошла на выставку «Немецкий романтизм» в Новой Третьяковке: там были представлены две абсолютно разные картины, на которых изображена Эрминия. Конечно, такие впечатления многое прибавляют к самоощущению на сцене.

СБ А что еще вам может помочь на сцене? Может, реквизит, костюм?

ММ Я вообще люблю на сцене иногда похулиганить, в меру, конечно. Я в Большом театре принимала участие в постановке оперы «Идиот» Вайнберга, пела маленькую партию резкой и угловатой Вари, сестры Гани. Спела первый спектакль, и чего-то мне не хватило. К следующему разу я предложила гримеру похулиганить, говорю: давай мне бородавку наклеим и веснушки налепим! И это сразу же дало мне мощные ресурсы, помогло найти нужные краски к образу.

СБ Последнее, что считаю важным спросить: Москва теперь останется вашим домом?

ММ Я сделаю все для этого. Люблю Москву, по темпу жизни и не только – это мой город.