Ярмарка талантов События

Ярмарка талантов

В столице завершился фестиваль-­смотр выпускников музыкальных училищ

Богатейшие традиции отечественной системы музыкального образования – наш неизменный повод для гордости. И для печали: после распада СССР наследница авторитетной советской школы долгое время пребывала в упадке, активные меры по сохранению и развитию российского музыкального образования начали предпринимать не так давно. Однако на сегодняшний день уже сложился «разножанровый» набор форматов помощи молодым талантам – от конкурсов разного уровня и масштаба до госпрограмм с солидными бюджетами. Ассоциация музыкальных образовательных учреждений (АМОУ) вносит свой вклад в укрепление этой системы. В начале учебного года был осуществлен новый проект Ассоциации: в стенах Российской академии музыки имени Гнесиных прошел Первый Межрегиональный фестиваль-­смотр выпускников музыкальных училищ (колледжей искусств).

Как отметил художественный руководитель проекта, вице-президент АМОУ, проректор по учебной работе Академии Святослав Голубенко, этот форум – не просто показ лучших выпускников училищ и колледжей искусств. Фестиваль-­смотр позволил вузовским педагогам познакомиться со студентами выпускных курсов училищ – потенциальными абитуриентами. «Мы надеемся, что эта своего рода ярмарка талантов поможет выстроить тесное взаимодействие училищ и колледжей с музыкальными вузами», – подчеркнул Голубенко.

В своеобразном «антиконкурсе» участвовали студенты из пяти регионов: Республики Коми, Республики Бурятия, Калининградской области, Ханты-­Мансийского автономного округа и Москвы. Также в рамках форума состоялись мастер-­классы педагогов Гнесинки, в программу было включено и посещение «Музея Москвы» – партнера фестиваля.

Приставка «смотр» в названии проекта подчеркивала отказ организаторов от «соревновательности», поэтому даже судейскую коллегию нарекли не «жюри», а «экспертной группой». В нее вошли ректоры и ведущие преподаватели российских музыкальных вузов. Однако «состязательное» в духе форума все же присутствовало. «Мы писали свои замечания, оценивали каждое выступление. Наши пожелания собирал координатор, а программа гала-концерта была составлена уже по этим рекомендациям. Концерт стал яркой завершающей точкой фестиваля», – рассказал участник экспертной группы, профессор кафедры национальных инструментов народов России Гнесинки Виктор Маляров. «Соревновательность» отметили и молодые исполнители: «Настрой как на конкурсе. Выходишь на сцену, а в зале – фактически члены жюри», – поделилась аккордеонистка Настя Татарина.

Гала-концерт фестиваля, прошедший в Большом зале академии, стал в первую очередь «индикатором» состояния среднего музыкального образования в России – и показал его высокое качество. Свои достижения продемонстрировали студенты разных специальностей – на концерте звучало сольное и хоровое народное пение, выступали исполнители на национальных инструментах России, фортепиано и скрипке. Ударные представляли вибрафон и ксилофон, а единственным «представителем» духовых стал саксофон, что, возможно, объяснимо сроками проведения: в первые дни учебного года многие студенты только «на разогреве».

Ансамбль моринхуристов Республики Бурятия, солистка – Оксана Бабуева

Программа фестивального гала красноречивым образом свидетельствовала о том, насколько «широка страна моя родная», и насколько она богата талантами. Открыл концерт ансамбль моринхуристов Республики Бурятия под руководством Эрдэма Дымбрылова. Тембровая красочность экзотичных инструментов (помимо моринхуров, звучали бурятские ятаги и иочин – разновидности струнных щипковых), высокий уровень мастерства и слаженность ансамблевой игры музыкантов, одетых в колоритные национальные костюмы, – этот яркий «зачин» концерта удался на славу. Эффектно прозвучал опус современного монгольского композитора Тэнгэра «Конь ветра», исполнение которого сопровождалось горловым пением. Настоящим украшением выступления бурят стала очаровательная народная песня «Чубарая» (солистка – студентка Колледжа искусств Республики Бурятия певица Оксана Бабуева).

С восточным колоритом контрастировала «светскость» фортепианной музыки – редчайший в концертной практике цикл Прелюдий и фуг Всеволода Задерацкого привез студент Калининградского музыкального колледжа Марк Виноградов. Ля-минорная
Прелюдия и фуга прозвучали убеди­тельно – пианист отлично звучал, да и в проработанности образов ему не откажешь. Академическое музыкальное училище при Московской консерватории представили пианист Владислав Пучков (с финалом Седьмой сонаты Прокофьева и «Кампанеллой» Листа) и скрипачка Вера Рожко, с задором сыгравшая пьесу «Банджо и скрипка» Уильяма Кролла.

Веселье и размашистость народных танцев привнес дуэт аккордеонистов из Калининграда. Анастасия Татарина и Максим Башкович, исполнившие «Молдавские наигрыши» Бориса Мартьянова, порадовали образцовой техникой и энергичным драйвом. Сольные номера баянистки Дарьи Бурцевой (Сургутский музыкальный колледж) и домристки Анастасии Сельковой (Музыкальное училище имени Гнесиных) украсили концертную программу изящным Вальсом-­каприсом Вячеслава Семенова и веселой «Уральской плясовой» Вячеслава Круглова.

Великолепно выступили ударники – Мария Васильева (ксилофон) из Калининграда и Лукас Сухарев (вибрафон) – выпускник Колледжа искусств Республики Коми. Исполнение Марией «Венецианского карнавала» Бриччальди отличалось как виртуозностью, так и содержательностью. Технически совершенным было прочтение Лукасом опуса Ефрема Подгайца «Наигрыш и Рондо». Единственный духовик на смотре – саксофонист Иван Бубнов из Гнесинского училища – с блеском исполнил изысканную Fuga y Misterio Пьяццоллы.

Порадовал и уровень вокалистов-­теноров. Никита Лапшенков, студент Гнесинского училища, впечатлил мягкостью и красотой тембра в исполнении романса «Ночь» Чайковского. Слишком смелым шагом мог показаться выбор Заяты Раднаева (Колледж искусств Республики Бурятия) – ария Каварадосси из «Тоски» Пуччини. Но прекрасные вокальные данные вкупе с проработанностью партии растворили все сомнения. Заяте можно пожелать лишь более качественного произношения (ария звучала на итальянском).

В финале концерта вновь выступили музыканты из Бурятии – вокальный ансамбль Колледжа искусств под руководством Александра Саможапова. Его образцовая с точки зрения слаженности ансамблевого пения интерпретация песни «К любимой» знаменитого бурятского оперного певца Бадмы Балдакова поставила точку в фестивале. Который, как надеются учредители и участники, уже со следующего года трансформируется из пилотного в регулярный.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады