Браво <br>Браво 1984–1985 <br>Союз Мьюзик Релизы

Браво
Браво 1984–1985
Союз Мьюзик

Впервые полностью изданы ранние записи не просто знаменитой, а многими искренне любимой московской группы – дебютные магнитофонные мини-альбомы «Браво» 1984 и 1985 годов. Эта история началась в начале 1980-х годов, когда гитарист Евгений Хавтан встретился с певицей Ивонной Андерс (Жанна Агузарова), – и в жанре произошел эстетический взрыв. В записи заметно влияние актуальных тогда рок-звезд The Police и Madness – культовых для продвинутой публики, и Евгения Хавтана в том числе. Вторым элементом, нужным для создания чуда, стал очевидный и в звуке фонтан энергии Жанны. Она обладала не только уникальным вокалом, но и чувством стиля и способностью лихо выходить, вылетать за рамки привычного.

Россыпь хитов звучит непривычно – поздние, ставшие каноническими, версии звучат глаже, спокойнее. Иногда удивляются, как такая легкая музыка стала поводом для репрессий. Вот хит «Желтые ботинки»… Песня кажется наивной, но герой едет вслед за ботинками из «крокодильей кожи» на «Чайке» – это превращает Сретенку в другую улицу – из нездешнего, фантазийного мира. Потом звучит «Верю я, день придет, сгинет страх…». Сомнений в антисистемности группы не было, это притягивало и публику, и органы – там чувствовали: ­что-то неладно. «Браво» попали в жернова системы в 1984-м. История взаимоотношений с правоохранителями известна: подделавшая паспорт Жанна, отработав на лесозаготовках, вернулась к карьере рок-звезды.

Разница между двумя альбомами, конечно, есть. В «85-м» больше поиска, нервности. Но это – «Браво»! «Синеглазый мальчик» – совсем другая, неожиданная музыка; «Ленинградский рок-н-ролл» звучит захватывающе, но и расслабленнее, чем на LP фирмы «Мелодия». Гитарные игры грубовато-­прекрасны в треке «Открытие», «Чудесная страна» всем известна по фильму «АССА», а завершает трек-­лист мегахит – твист «Черный кот» Юрия Саульского – Михаила Танича.

Группа – идеальный пример синергии. Как только звучит гитара Хавтана – это круто и модно, это музыка эпохи, музыка для всех. Когда начинает петь Жанна – это духоподъемно и эмоционально, усидеть на месте становится проблемой, это рок-н-ролл. По-хорошему нервная и взрывная Агузарова была в те годы, да, пожалуй, и во все времена, единственной адекватной альтернативой и надеждой на продолжение, развитие звездности и уникальности Аллы Пугачевой. Алла Борисовна, кстати, участвовала в том процессе, но пришли 1990-е, настроения и смыслы изменились, опустились, мутировали.

Реставрировал фонограмму известный мастер, продюсер и саунд-­инженер Евгений Гапеев. Он сетует на «кустарность» исходника, но саунд у него в результате получился легким, напористым, он оставляет ощущение чистой радости.

Современные тренды таковы, что пустоты поп-рынка затыкаются ностальгическими записями. Но эта пластинка не устарела – она полна жизни, архивность материала только добавляет шарма.