Verdi: Il Corsaro (the Corsair)  <br>Matheus Pompeu Ilona Mataradze Karen Gardeazabal Aleksey Bogdanov Mateusz Stachura Paweł Cichoński  <br>Podlasie Opera and Philharmonic Choir  <br>Europa Galante, Fabio Biondi  <br>Frederick Chopin Institute Релизы

Verdi: Il Corsaro (the Corsair)
Matheus Pompeu Ilona Mataradze Karen Gardeazabal Aleksey Bogdanov Mateusz Stachura Paweł Cichoński
Podlasie Opera and Philharmonic Choir
Europa Galante, Fabio Biondi
Frederick Chopin Institute

Опера молодого Верди возникла на волне европейского интереса, во-первых, к ориентальной экзотике,  свойственной романтизму с его культом  местного колорита, а во-вторых, на всплеске внимания к Байрону и его творчеству, также во многом инспирированному Востоком. Посмертная слава английского творца и яркие страсти его творений – что может быть лучше для увлекательной оперы? До «Корсара» Верди уже интересовался Байроном, и встреча с корсарским сюжетом была лишь вопросом времени. Либреттист  Пьяве создал по Байрону  историю, премьера прошла в 1848 году в Триесте, и опера после трех показов, была признана неудачей. Считается,  что автор музыки в момент создания охладел к романтизму байроновского типа и писал оперу без энтузиазма, чтобы только отвязались владельцы его обязательств, к тому же был одновременно занят новой редакцией «Ломбардцев».

Короткую оперу и сегодня нечасто исполняют, рассматривая «Корсара» скорее как образец «второстепенного» Верди. (А записывают вообще редко.) Иного мнения придерживается дирижер Фабио Бьонди, который вместе с оркестром «Галантная Европа», международной командой певцов и польским хором записал «Корсара» в 2019 году, но из-за ковида диск анонсировали лишь летом 2021-го.

О чем поют? Пират Коррадо влюблен в красавицу Медору, она – в него, и на морском берегу все у них идет отлично, но действие переносится во дворец турецкого паши Сеида. На турок корсары хотят напасть, а там, в гареме, другая красавица, Гюльнара, влюбляющаяся в плененного Коррадо, хотя ее настойчиво домогается Сеид. Четырехугольник разрешается  трагически: Коррадо попадает в темницу, Гюльнара убивает Сеида, освобождает Коррадо и бежит с ним на волю, но поздно: Медора, думая, что жениха казнили, травится ядом, отчего корсар  с горя бросается со скалы в море.

Страстный сюжет требует соответствующей музыки, что про природу, что про людей, и Верди это сочиняет, а Бьонди броско, но не брутально передает, достаточно бережно реставрируя «романтизм с человеческим лицом», избегая звуковых преувеличений и слишком громогласных  тутти.

Зловещие Allegro и томное Largo, морские бури и женский плач, горе узника и воинственные хоры, нега гарема и мужское  братство, тоска и ревность – все следует контрастной вереницей, погружающей слушателей в вокальную сказку (или в голливудский блокбастер).  В начале  оперы музыка изображает волны, бьющиеся о скалы – кто скажет, что не похоже? Или взять парадные  портреты героев и их чувств через кабалетты, одна пышнее другой. Дуэты, где сильные духом тенор и сопрано соревнуются в упоительной возвышенности (кстати, сопрано тут две, Карен Гардеасабаль – Гюльнара с серебристым тембром особенно хороша); или сердито-властный баритон деспота Сеида (актерски поющий Алексей Богданов), в диалоге с воодушевленным Матеусом Помпеу (Коррадо).

Верди – и это показывает запись – в «Корсаре» парадоксально двояк. Он исповедален и декоративен. Он творит  личную  оригинальность – и тут же ее типизирует. Он посылает музыкальные приветы коллегам-композиторам, пишущим итальянские оперы – и строит авторскую систему кантилены. Если вы, слушая «Корсара», захотите упрекнуть автора за шаблонность, у вас, наверное, получится. Хотя спор о том, что считать шаблоном, а что – личным творческим почерком, вечен. У вас получится также насладиться неистощимыми эмоциями мелодий  и красочными колерами бельканто. А в призывах к свободе (не только же в «Набукко»!) словно слышен манифест Рисорджименто, которому композитор был современником и горячо сочувствовал.