Опералия – конкурс готовых артистов? События

Опералия – конкурс готовых артистов?

В Большом театре завершился Международный конкурс оперных певцов «Опералия»

«Мы счастливы, что двадцать восьмой конкурс состоялся на Исторической сцене Большого театра в России. Мы услышали множество прекрасных голосов, все артисты экстраординарные! Членам жюри было непросто принять решение», – прокомментировал нынешнюю «Опералию» Пласидо Доминго.

Конкурс традиционно оказался щедрым на премии. Абсолютно правильная идея разделения участников по гендерному принципу сработала так: первую премию получили тенор Иван Айон Ривас из Перу и выпускница Молодежной оперной программы Большого театра меццо-сопрано Виктория Каркачева. Лауреатство рангом ниже досталось двум тенорам – Джоне Хоскинс из США и солисту Большого театра Бехзоду Давронову, представленному от Узбекистана. Также вторую премию получила сопрано Мане Галоян из Армении. Третьи призы забрали корейский бас-баритон Чусун Гэбриел Парк, артист Молодежной программы Большого театра баритон Дмитрий Чеблыков и сопрано Эмили Погорельц из США.

Многие из «бюрократически» перечисленных имен скоро будут у всех на слуху. Ежегодно конкурс открывает для молодых исполнителей дорогу на лучшие мировые сцены – это почти за тридцатилетнюю историю «Опералии» уже доказано временем. Среди призеров конкурса: Соня Йончева, Лизе Давидсен, Эрвин Шротт, Дмитрий Корчак, Ольга Перетятько, Аида Гарифуллина, Богдан Волков, Ольга Кульчинская. Хотя, как и на многих других конкурсах, лучшие артисты на «Опералии» не всегда занимают адекватные позиции в итоговом рейтинге.

Первая строчка в этом году убеждает, остальные позиции дискуссионные. Но явно многие разочарованы, что ничего не получил американский контратенор Кимон Мюрра, сорвавший овацию за впечатляющее исполнение Каватины Арзаче из «Семирамиды» Россини. Можно подумать, что не смогли определить, в чью «команду» записать его голос, но, к примеру,  контратенор Арье Нуссбаум Коэн в 2019 году получил на «Опералии» третью премию среди мужчин.

Победы наших артистов, Виктории Каркачевой и Дмитрия Чеблыкова, – гордость и торжество русского вокального искусства, которое сегодня находится в надежных руках профессора Дмитрия Вдовина и всех, кто под его руководством трудится в Молодежной оперной программе Большого театра, утверждая отечественную школу на международном уровне.

Виктория Каркачева в эпоху «узких специалистов» делает нечто невозможное, представив столь разнообразный репертуар: на первом туре она пела сцену Шарлотты из «Вертера» Массне, потом в полуфинале вышла со сценой Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова и в финале спела Каватину Ромео из «Капулетти и Монтекки» Беллини. И к каждому стилю она знает все ключи: языковые, технические, эмоциональные.

Дмитрий Чеблыков недавно победил на Международном конкурсе Елены Образцовой, где также была довольно серьезная конкуренция. Уже тогда он показал себя, прежде всего, изумительным артистом: тот случай, когда интерпретация и подача вытесняет с первого плана оценку техники и качеств голоса. Память надолго запечатлеет его выразительное слово. Например, с невероятной энергией и вокальной весомостью он произнес фразу «Земфира! Как она любила!» в Каватине Алеко, выбранной для финала «Опералии».

Соотношение премий у Бехзода Давронова и Дмитрия Чеблыкова не бесспорное – но тенора на конкурсе Доминго всегда были в бóльшем почете. Хотя сам маэстро, как известно, не голосует. Решение принимает жюри, куда входят руководители крупнейших оперных театров и фестивалей, никаких певцов и вокальных педагогов там нет. От России в этом году в жюри вошла заведующая оперной труппой Большого театра Людмила Таликова.

Относительно Давронова можно сказать пока только одно: хороший певец, нуждающийся в корректировке по международным стандартам, в его вокале достаточно много «свободы» со знаком минус. Странно, что будучи лирическим тенором, в полуфинале он пел арию Германа из «Пиковой дамы». Такая же история была, когда типичная Виолетта из «Травиаты» Мане Галоян, с которой она и взяла в итоге вторую премию, притворялась в полуфинале Татьяной из «Евгения Онегина». В последнее время среди легких голосов пошла вульгарная мода на крепкий репертуар – срочно нужно избавляться от этого «недуга».

Перуанец Иван Айон Ривас получил премию – увы, и тут тоже комар нос подточит. Он победил скорее за счет стабильности и самоконтроля: был единственным участником с хладнокровным расчетом всех технических и эмоциональных действий, вполне ровно шел все три тура. Искусство – дело тонкое, без творческих рисков и импровизационности скучно.

«Опералия» имеет статус, конечно, не главного оперного состязания, но точно авторитет конкурса готовых артистов. В последние годы безупречный облик отчасти дает сбой. Предварительный отбор по записям снова не принес ожидаемых плодов: тридцать два участника, голосов много, но артистов-индивидуальностей можно пересчитать по пальцам одной руки. Наверное, это закономерно, но масштаб конкурса все же позволяет по-настоящему искать таланты. Сейчас эпидемиологическая обстановка оправдывает этот момент: наверняка многие, кто хотел бы принять участие в «Опералии», не смогли приехать. Но тот факт, что в финале конкурса оказался российский тенор, у которого большие проблемы с произношением, подрывающим технику, смутные представления о правильном дыхании, нечистая интонация – тревожный звонок. Хочется верить, что эта ситуация на «Опералии» больше никогда не повторится.

Наконец, радостью для многих меломанов оказалась визитная карточка конкурса – дополнительное состязание в жанре сарсуэлы в честь родителей Пласидо Доминго. Испанский музыкально-драматический жанр в этом году покорился Мане Галоян и Ивану Айону Ривасу. Они же взяли и призы зрительских симпатий. Кстати, «выборы» проходили с большим ажиотажем и даже азартом: всем гостям финального вечера заранее раздали «бюллетени» для голосования, которое после завершения прослушиваний было организовано в фойе Большого театра. По общему итогу видно, что многие наши зрители – неплохие эксперты!

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»