Мистерия на все времена События

Мистерия на все времена

В «Зарядье» состоялось исполнение Восьмой симфонии Малера

Уже в четвертый раз за нее берется Валерий Полянский, стремясь вновь и вновь расшифровать послание композитора. У этого дирижера есть все ресурсы: Государственная академическая симфоническая капелла – это вышколенный оркестр и хор, отмечающий в этом сезоне 50-летие. Но для «симфонии тысячи участников» и этого недостаточно. Приходится объединять коллективы – и тут уже сложились хорошие партнерские коллаборации. Не в первый раз приезжает Капелла «Ярославия» (руководитель Владимир Контарев) из Ярослав­ской филармонии, традиционно участвует хор студентов (руководитель Алексей Рудневский) и Камерный хор Московской консерватории (руководитель Александр Соловьёв). С молодежью заранее встречаются хормейстеры Госкапеллы, репетируют хоровые куски, чтобы сводный хор отличался завидной слитностью и единством певческой манеры. Малер вводит и детский хор, олицетворяющий голоса ангелов, которые в этот раз действительно звучали словно «с небес». Расположение на боковом балконе над сценой позволило добиться исключительно удачного баланса: Детский хор Большого театра (руководитель Юлия Молчанова) был отчетливо слышен, и его музыкальные фразы словно парили над общим тутти.

Есть партитуры, исполнение которых можно уподобить священным ритуалам, когда собираются посвященные и служат мессу. Только в данном случае стоит провести параллель с мистерией – средневековым театральным действом, где сакральный сюжет разыгрывается по ролям. Восемь солистов – это персонажи вселенской драмы, которую разворачивает перед слушателями Малер, смешивая воззвания к животворящему Духу с поисками «вечной женственности». Во второй части каждый получает небольшое соло, важное в общей драматургической канве: образ Девы Марии, кающиеся грешницы, голос ангела с неба. Все солисты – сопрано Юлия Томина, Елена Евсеева и Екатерина Чудотворова, меццо Людмила Кузнецова и Евгения Сегенюк, тенор Максим Сажин, баритон Евгений Либерман и бас Руслан Розыев – уверенно справились со своими партиями и составили в тембральном отношении удачный ансамбль.

Традиционно духовая банда размещается «на хорах» – в данном случае на галерее возле органа. Акустически звук оттуда идет в зал с запаздыванием, поэтому так важна была коммуникация между главным дирижером и его ассистентом Иваном Никифорчиным, стоявшим «на передаче» и четко ловившим жест Полянского.

Сложнейшая конструкция формы этой двухчастной симфонии требует точнейшего ощущения темповых пропорций, ясно выстроенной драматургии – и это удалось Валерию Полянскому. Он уверенно вел свой гигантский «лайнер», не давая ему отклониться от курса – финального апофеоза, когда «поют уже не человеческие голоса, а куражащиеся солнца и планеты». «Я столько открыл для себя нового», – признался после концерта Полянский. С этим согласились зрители, до аншлага заполнившие «Зарядье» и с энтузиазмом принявшие малеровскую эпопею.

Впереди праздничный концерт к 30-летию Госкапеллы, где в качестве подарка себе Полянский выбрал еще одно вселенское послание – «Торжественную мессу» Бетховена. А еще пообещал Десятую симфонию Малера в редакции Рудольфа Баршая – произведение-­сфинкс, в котором больше вопросов, чем ответов.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди