Антон Батагов <br>Оптический обман <br>FANCYMUSIC Релизы

Антон Батагов
Оптический обман
FANCYMUSIC

Альбом композитора Антона Батагова на стихи Пушкина и Хармса – рассказ о судьбе творца и его творчества в разные эпохи. То, как далекие времена рифмуются и между собой, и с нашей эпохой, порой даже обескураживает. Мы не понимаем то, что видим, – чувства обманывают нас! Только художник, музыкант, талант, говоря о смысле, о сути, помогает приблизиться к тому, что происходит, помогает осознать, что же случилось.

Думать в наше время о смыслах – редкость, что и говорить. «…Там происходит ­что-то тайное, злое. Нам нечего есть…» – альбом порой страшен. Даже казавшаяся такой прикольной пионерская считалка с текстом Хармса – «Миллион» («Шел по улице отряд») оказывается тоталитарным маршем-­ужастиком. Пушкинские «Бесы» и «Шарики» Хармса рисуют один круг смыслов, романтика и бесовщина словно видят своих братьев в текстах и смыслах другого поэта.

Творцы бьются в клетках обстоятельств, которые не дают им подняться, и собственных талантов, которые не дают упасть – нащупать дно реальности. Тут неизбежно вспоминаются альбомы Леонида Фёдорова (АукцЫон) – совместный с Игорем Крутоголовым «Постоянство веселья и грязи» (2018), на стихи Хармса, и «Гимн чуме» (2019) на стихи А. С. Пушкина… И это не единственная связь времен. Поэты ушли из жизни в возрасте тридцати семи лет – в том самом, про который пел Высоцкий, – тенденция мистична как минимум.

Музыка красива – за это отвечает команда виртуозов, которые творят, можно сказать, на границе жанров, а можно сказать – уже в безграничности, там, где пока нет отметок и вех, оставленных культурой. Академическое мышление, ощущение Батагова доводится до слушателя при помощи звуков, взятых формально из рок-мира, но аранжировки не противоречивы – авангардны и медитативны. Саунд формирует низкий гул электроники и басов Сергея «Гребстеля» Калачева, славного психоделическими музыкальными опытами в группе Инны Желанной и, например, на альбоме Таисии Краснопевцевой; к этому добавляются внезапные звонкие брызги накатистых барабанов Владимира Жарко и фортепиано самого Батагова в нескольких вещах (например, «Во глубине сибирских руд»). Баритон Александр Коренков, выпускник академии Мариинского театра, задает планку выразительности и театральности интонаций. Он то импульсивен, то серьезен, в его пении есть и медитация, и сила. Удивительна роль Аси Соршневой (скрипка): ее дело – тончайшие нюансы, кружево звука, подчеркивающее решительность вокала Александра. «Уникальные кросс-­жанровые музыканты», – так определил группу сам Батагов.

Разговоры про поиски чуда музыки «нашего» времени между жанрами, эпохами и идеями продолжаются. Альбом воплотил эти идеи и надежды. Про каждую композицию можно говорить с разных сторон, рассматривать в трендах – музыкальных, смысловых, социальных. «Мировая классика», – наивно написал про «Оптический обман» один популярный стриминговый сервис. Охотно согласимся. Необходимость искать новое качество, новые языки – движущая сила для актуальных жанров. И «Оптический обман» – как вариант развития нового, а то и сверхнового – шаг на этом пути.