Музей С.С. Прокофьева и Союз композиторов России представляют совместный выставочный проект

23.11.2021
Музей С.С. Прокофьева и Союз композиторов России представляют совместный выставочный проект

1 декабря Музей С.С. Прокофьева (в составе Российского национального музея музыки) и Союз композиторов России откроют совместный выставочный проект «Быть композитором… Идея. Эксперимент. Изобретение», посвященный самым необычным музыкальным идеям XX и XXI века и отвечающий на вопрос о том, что значило быть композитором вчера — и что значит быть композитором сегодня.

На выставке «Быть композитором… Идея. Эксперимент. Изобретение» представлены творческие идеи современных композиторов Юрия Каспарова, Владимира Тарнопольского, Фараджа Караева, Виктора Екимовского, Сергея Загния, Николая Хруста, Ярослава Судзиловского, Ольги Бочихиной, Владимира Горлинского, Алексея Сюмака, Кирилла Широкова, Егора Савельянова, Вадима Генина, Дарьи Мараевой.

Посетители увидят партитуру, показывающую жесты дирижера, но не содержащую ни одной ноты; сочинение, состоящее только из пауз; сочинение, записанное в виде созвездий; сочинение, которое исполнитель волен интерпретировать по собственному желанию; сочинение, записанное в виде спирали; партитуру, которую можно выставлять в галерее современного искусства; сочинение, записанное на клочке бумаги 3х5см — и сочинение, записанное на рулоне 32 метров.

Выставка дополнена уникальными экспонатами из фондов Российского национального музея музыки: сочинениями современных композиторов Олеси Ростовской и Тараса Буевского для синтезатора АНС — это рисунки на стекле, покрытом черной мастикой. Таким образом, идеи XXI века перекликаются с идеями XX века — века экспериментов и идей, порой безумных, неосуществленных и неосуществимых. Синтезатор был изобретён в конце 1930-х инженером Евгением Мурзиным. Инструмент из прошлого столетия поражает воображение и сегодня: он способен создавать музыку из картин, загружаемых в него, сканируя их оптоэлектронным преобразователем. Эту музыку можно не только услышать, но и записать на пленку.

Редкие фотографии и афиши воссоздают историю терменвокса — инструмента, на котором играют не касаясь; четвертитонового рояля с тремя клавиатурами Ивана Вышнеградского; симфонии Арсения Авраамова для гудков, колоколов, сирен и артиллерии; экводина — синтезатора Андрея Володина и других музыкальных инструментов.

Выставка сопровождается видеоинсталляцией Алексея Наджарова, композитора, видеохудожника, разработчика программного обеспечения для live-электроники и мультимедиа. Видео и электронная музыка бесконечно генерируются компьютером и ни разу не повторяются за всё время проведения выставки.

«Здесь экспонируются рукописи современных композиторов. Это именно оригиналы рукописей, а не копии: одно дело увидеть нотный пример в учебнике и совсем другое — “живые” ноты, написанные рукой самого композитора, —рассказывает куратор проекта научный сотрудник Музея С.С. Прокофьева Алиса Насибулина. — Выставка показывает переход композитора от карандаша к компьютеру. Понятие рукописи уходит в прошлое. Двадцать первый век “увольняет” профессию переписчика нот. На выставке представлена, быть может, одна из последних рукописных копий — Соната для двух исполнителей Фараджа Караева, переписанная каллиграфическим почерком Евгения Щеколдина. Кроме того, на выставке можно увидеть “компьютерные” автографы современных композиторов, виртуозный нотный набор. Нами отобраны самые необычные сочинения: графическая партитура для дирижёра (Balletto Виктора Екимовского); сочинение, записанное на рулоне длиной 32 м (“Возможно, ртуть?” Владимира Горлинского); сочинение, записанное на клочке бумаги 3х5 см (Everyday melodies Кирилла Широкова); сочинение, состоящее только из пауз (Metamusica Сергея Загния); партитуры на стекле, покрытом чёрной мастикой (“Вознесение” Олеси Ростовской и “Знаки на стекле” Тараса Буевского для синтезатора АНС); сочинения, записанные в виде звёзд (“Магические звёзды” Сергея Загния), спирали (Соната для двух исполнителей Фараджа Караева), ногтя (“Творчество” Вадима Генина) и другие. В выставке участвуют композиторы разных возрастов: экспонируются не только сочинения, ставшие знаковыми для истории музыки, но и сочинения молодых композиторов».

В вернисаже примут участие генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов, композиторы Юрий Каспаров, Владимир Тарнопольский, Фарадж Караев, Виктор Екимовский, Сергей Загний, Николай Хруст, Ярослав Судзиловский, Ольга Бочихина, Владимир Горлинский, Алексей Сюмак, Алексей Наджаров, Олеся Ростовская, Тарас Буевский, Кирилл Широков, Вадим Генин, Егор Савельянов.

Выставка «Быть композитором… Идея. Эксперимент. Изобретение» будет представлена в Музее С.С. Прокофьева с 1 декабря 2020 года по 27 февраля 2022 года.