Люди, звери, монстры… События

 Люди, звери, монстры…

Первая премьера сезона в театре «Геликон» – опера «Альфа & Омега»

В этой постановке многое впервые: впервые ставится в России, впервые на иврите, впервые мы слышим музыку израильского композитора Гиля Шохата, которого к тому же впервые увидели лично. Постановку готовили давно, еще до пандемии, но по понятным причинам долго откладывали. Наконец, спектакль родился, и было очевидно, что над ним долго и кропотливо работали.

Мировая премьера оперы состоялась в 2001 году на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве (режиссер Д.Олден).  Альфа и Омега, как известно, это первая и последняя буквы классического (ионического) греческого алфавита, так же зовут и главных героев оперы. Альфа и Омега, своего рода библейские Адам и Ева, помещены в жесткую историю-притчу. Историю, которая происходит неизвестно когда неведомо где (точнее, на некоем воображаемом острове). Впрочем, это неважно. Важно то, что любовная идиллия первых людей на глазах разрушается. В нее вторгается змей-искуситель, который овладевает Омегой. А дальше, как говорится, «пошло-поехало». Омега пускается во все тяжкие, в итоге на этом острове плодятся монстры-гибриды, рожденные ею от разных животных.  Альфа, не в силах простить Омегу, убивает ее, но в итоге сам становится жертвой мстительных «детей»-гибридов.

Так карета превращается в тыкву, рай оборачивается адом, счастье – трагедией, начало – концом. Многомерная притча склоняет к философии, но медитировать особенно некогда. Постановщики (руководитель Дмитрий Бертман, режиссер Илья Ильин, хореограф Эдвальд Смирнов, художник Павел Драгунов) ни на минуту не забывают о зрелищности. Спектакль яркий, красочный, в нем есть даже такой феномен, как «танцующий балет». Необычна и сама музыка, в которой заложена своя мощная драматургия. Она тянет из тебя все жилы: идет, кажется, на непрерывном эмоциональном подъеме, на каком-то пределе. Стиль Гиля Шохата я бы назвала максимализмом, при этом никаких цитат, хотя она не обходится без ассоциаций – слышатся  отголоски Р.Штрауса, Дебюсси, даже музыки голливудского кино. Но в целом это какой-то особый самобытный язык Гиля Шохата.

Идея создания оперы родилась у Гиля Шохата еще в детстве, когда он посетил в Тель-Авиве выставку Эдварда Мунка «Альфа и Омега» (20 литографий 1908 года с собственными текстами художника). Свою страшненькую сказку автор знаменитого «Крика» писал, находясь в психиатрической клинике Даниэля Якобсона в Копенгагене, где лечился от депрессии:

«…Даже живя с женщиной на необитаемом острове, ты не можешь быть в ней уверен. Звери, цветы и растения – твои соперники. Луна – тоже соперник. У того, кто верен, разбивается сердце. Против него восстают силы жизни. Род человеческий – это полулюди-полузвери…»

Шохат уже тогда, в свои 15 лет, решил во что бы то ни стало создать на этот сюжет оперу и спустя 12 лет сделал это. Как он рассказал, «писал в течение трех лет, каждый день, даже в Шаббат».

Юлия Никанорова — Змея

В день премьеры композитора переполняли чувства: «Целый год 500 человек работали над этой оперой. Я очень благодарен театру “Геликон” и сегодня чувствую себя счастливейшим человеком на  свете. Думаю, это исторический день для израильского народа: впервые опера на иврите становится частью мирового репертуара».

Ансамбль слажен и гармоничен, в центре спектакля – образы Омеги (Анна Пегова) и змея (Юлия Никанорова) –  у них самые протяженные партии, оттого создается ощущение, что опера «женская». Но вокруг этого дуэта колоритные мужчины – прежде всего, Альфа (Иван Гынгазов) и его удачливые «соперники»: медведь (Дмитрий Скориков), тигр (Петр Морозов), гиена (Александр Бокарев), кабан (Георгий Екимов) и осел (Виталий Фомин).  Как сказал Дмитрий Бертман, «выучить партию в условном “Трубадуре”, которую ты потом сможешь исполнять по всему миру, или спеть в опере, которая больше нигде не идет, да еще и на иврите, – это огромная разница». Но отдадим должное артистам  «Геликона»: они учили роли с большим энтузиазмом.

Изначально постановка увлекла Владимира Федосеева (главного приглашенного дирижера), но сместившиеся в итоге графики не позволили ему работать над спектаклем, и бразды правления взял в свои руки главный дирижер театра Валерий Кирьянов, который уверенно и красиво вел за собой весь громадный сценический коллектив (хормейстер Евгений Ильин).

«“Альфа и Омега” – актуальная история по сей день. Мы хотим мира, но и сейчас, в ХХIвеке, “змей” вмешивается в естественный порядок вещей и многое рушит», – считает Гиль. Сходные мысли и у Дмитрия Бертмана: «Эта опера – о душевной эпидемии человечества, о том, как мир может вдруг поменяться. Мы ностальгируем по тем временам, когда могли без опаски обниматься, целоваться, не заботиться о том, как зайти в метро или сесть в такси. Мы просто дышали воздухом и не думали о том, что вдыхали Вселенную»…

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»