Bernstein: Candide  <br>London Symphony Orchestra & Chorus <br>Marin Alsop <br>LSO Релизы

Bernstein: Candide
London Symphony Orchestra & Chorus
Marin Alsop
LSO

В декабре 2018 года Лондонский симфонический оркестр под управлением Марин Олсоп показал полусценическую постановку «Кандида» с именитыми оперными солистами. Не то чтобы задача была простой (вся сценическая история оперетты Бернстайна подтверждает, что для театра она годится не очень), но именно в формате semi stage «Кандиду» часто везло – но не в этот раз. Готовил полуспектакль Гарнетт Брюс, американский оперный режиссер-зануда, и публика ожидаемо жаловалась на отсутствие на сцене лондонского Барбикана должного огня. Великая Анне Софи фон Оттер в роли Старухи не оказалась достаточно смешной, бойкая виртуозка Джейн Арчибальд чересчур всерьез побеждала все сложности партии Кунигунды, хор и оркестр мало включались в действие, шуточки делились на плоские и предсказуемые. Без помощи режиссера Олсоп, в 2004 году придумавшая и полностью собравшая в Нью-­Йорке едва ли не эталонную версию «Кандида», наверняка справилась бы лучше, если бы ей дали шанс.

И этот шанс ей выпал: «Кандид» вышел в записи, но в виде компакт-­диска. Объяснить магическое превращение унылого псевдотеатра в яркое, временами бесшабашное, а временами исполненное яда аудиоприключение непросто (чаще бывает наоборот), но прецедент приятный.

Новый диск базируется на нью-йоркской редакции Олсоп: первый акт – примерно как у самого Бернстайна на записи 1989 года, второй в полтора раза короче (и первого, и бернстайновского). Однако главное различие новой записи и классического диска под палочку Бернстайна – в принципиальной разнице подходов. Ленни, учитель и вдохновитель Олсоп, размахивал своим пэчворком словно знаменем – гордо, с бешеной, почти маниакальной энергией; подчеркивал стилевую и концептуальную разнородность. Олсоп может позволить себе вести оркестр тоньше и ровнее, интересоваться мелочами больше, чем очевидностями, и не раскручивать шлягеры. Потеряв изрядную часть карикатурности, партитура оказывается музыкально только интереснее и игривее.

При этом Олсоп не пытается навязать «Кандиду» чисто музыкальные законы: разговоры не приходится пережидать, они естественно продвигают действие и позволяют набраться сил для внимательного вслушивания в следующий номер. Сэр Томас Аллен, опытный Рассказчик, не столько ехидничает, сколько добродушно посмеивается – и сохраняет тот же тон, когда поет Панглосса, отчего сарказм делается еще более хлестким.

Разноплановость вместо пестроты позволяют тенору Леонардо Капальбо в заглавной партии показать Кандида в самом деле располагающе простодушным героем, нежно оплакивающим утраченную любовь и по-честному радующимся удачам. При всей абсурдности происходящего он способен вызывать не только ухмылку, но и сочувствие. Как и люди вообще, такие нелепые и такие смешные: ни капли яда не остается в финальном номере, Make Our Garden Grow: «Мы не добродетельные, не мудрые, не добрые, но будем стараться как можно лучше делать то, что можем».

Не исключено, что почти два года карантина выгодно оттенили интерпретацию Олсоп, и на первый план в ней вышло теперь то, что действительно важно.