MARTYNOV, PIKUNOV, POLTAVSKY, IVSHIN <br>HEXAGRAM 31 <br>FANCYMUSIC Релизы

MARTYNOV, PIKUNOV, POLTAVSKY, IVSHIN
HEXAGRAM 31
FANCYMUSIC

Дебютный альбом супергруппы российских импровизаторов и композитора Владимира Мартынова посвящен теме древней китайской «Книги перемен» («И Цзин»). Гексаграмма № 31 (Сянь / Взаимодействие) из этого текста говорит о «побуждении к действию, вдохновении, внезапном притоке энергии, нацеленной на объединение». Можно понимать это как строительство нового мира, как формирование круга образов. Так можно трактовать цель музыкантов.

В экспериментах проекта, которые развиваются на пересечении академической и новоджазовой музыки, не просто выделить образы или настроения. «Книга перемен» тоже оперирует общими понятиями, символами, и каждый понимает их по-своему. Явственно представилась большая вода, тайные всплески – «гад морских подводный ход». Музыка затягивает на глубину и кружит, превращаясь в водовороты, она сродни и минимализму, и джазовой созерцательности, и медитативному перебору струн души. Иногда словно нервничает, иногда кажется «просто» песней в жанре world music. Аккорды разрежены, мелодии красивы, но музыканты не занимаются их обыгрыванием, любованием, а идут дальше. Там может возникнуть кипящее варево импровизаций, такое, что, кажется, летят искры. При этом хаос не верховодит даже во фри-фрагментах, это борьба, неопределенность, но не разрушение. Заканчивается альбом логично – так, как и начинался: выбором, возможностью перехода, как и следует гексаграмме.

Каждая составная часть дает результату уникальные черты. То же скажем про участников проекта. Они все – в центре внимания. Пиршество ударных Петра Ившина – одного из самых разнообразных из играющих современную музыку исполнителей – полностью соответствует первородному хтоническому настроению. Рост, развитие описывают духовые Аркадия Пикунова. Владимир Мартынов и фортепиано – организующая сила, основа, – определяют границы происходящего. Сергей Полтавский (виоль д’амур, электроника) отвечает за нюансы, живописность, разнообразие.

«И Цзин» – источник бесконечного вдохновения, на эту тему написано немало музыки. Но при этом зачастую выпускались бесхребетный лаунж или фоновая инструментальная поп-музыка с обязательным ориентальным настроением. Это способствовало скорее хорошему сну незамутненного сознания, чем попыткам понять ­что-то в сути вещей. Говоря про Hexagram 31, бросаться модными терминами бесполезно: обороты вроде «саундтрек к книге» ничего не скажут. Идея цикличности, сериальности жизни, взаимозависимости, взаимопроникновения ее частей делает родственными понятия «философия» и «музыка», и это описывает «Книга перемен». Ее иногда хочется петь… И в финале альбома звучит голос – неторопливый англоязычный счет до шестидесяти четырех. Вопрос: будет ли Мартынов или другой композитор продолжать писать музыку еще к одной гексаграмме? А потом еще к одной… Их же 64.