Парад планет, солистов и оркестра События

Парад планет, солистов и оркестра

Декабрьский концерт в Московской филармонии Госоркестра Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского стал маленькой сенсацией

В афише – английская музыка начала ХХ века, эпохи так называемого «нового возрождения»: скрипичный концерт Бриттена (1939, солистка Алена Баева) и сюита «Планеты» Густава Холста (1916).

Этим произведениям плюс-минус сто лет, вроде бы уже давно популярная классика, но только не у нас. Великие британцы, прервавшие «музыкальное молчание» в этой стране после Перселла и Генделя (Элгар, Воан-Уильямс, Холст, позднее Бриттен), по сей день редко звучат в нашем Отечестве. Правда, есть и другие примеры – скажем,  Юрий Темирканов, обожающий «Энигму» Элгара, его же «Привет любви» («Salut d’Amour») и часто исполняющий их со своим оркестром Петербургской филармонии.  И все же это скорее исключение.

Александр Сладковский взялся за оба блокбастера впервые, чего никак не скажешь – настолько мастеровито, мощно и уверенно капитан-дирижер вел свой корабль-оркестр. Да и Алена Баева блеснула в Бриттене, которого играла, как выяснилось, всего лишь второй раз в жизни (впервые в Мадриде в 2020). Жаль, что эту чудесную музыку мы так редко слышим. А почему? Попробую угадать: партитуры неимоверные трудные, «требовательные», но не особо кассовые: для массового слушателя Холст с Бриттеном едва ли более привлекательны, чем Моцарт и Чайковский. Но Московская филармония не боится таких проектов, как и Сладковский. Концерт Бриттена ему предложила сама Алена. И Александр загорелся.

Алёна Баева и Александр Сладковский. Фото: Иван Андреев

Три части, полчаса – вроде бы не так много, но какая плотная оркестровая ткань и труднейшая скрипичная партия, особенно сольные эпизоды! Много виртуозных, много лирических фрагментов, которые волшебно «выпевает» замечательная скрипка Алены  Баевой (она играет на современной копии Гварнери). Ну и эмоционально сильная вещь, созвучная музыкальным драмам Шостаковича: не забудем – это 1939 год, ощущение неминуемой катастрофы. «Музыка глубокая, искренняя, она полностью захватывает тебя», – делится своими ощущениями Алена. Несомненно, Бриттен требует от солиста неимоверной концентрации, отнимает много сил. Бис не последовал: впрочем, после такого концерта его едва ли стоило ожидать, всем надо было пережить услышанное – и артистам, и публике. В зале, кстати, сидел коллега-скрипач Никита Борисоглебский с партитурой в руках: ему самому скоро – в январе – играть это сочинение в том же Концертном зале имени Чайковского.

Маэстро исполнением явно остался доволен: «Произведение роскошное, обязательно должно быть в репертуаре всех скрипачей». С Аленой они репетировали немного, но кто это заметил? Когда я спросила солистку, сразу ли они совпали по темпам, она не без юмора ответила:  «Репетиции для того и существуют, чтобы не совпадать, зато потом совпасть на концерте». Вместе с Александром Сладковским они играют далеко не впервые, это слаженный тандем. В ГАСО Татарстана Алене Баевой нравятся «высокий профессионализм, уверенность и стабильность».

Если первая часть вечера – это драматический сгусток энергии, то вторая – шикарный парад планет, оркестра и его солистов. «Планеты» Холста – одна из самых эффектных оркестровых пьес мирового репертуара.  Именно благодаря ей композитор, увлекавшийся астрологией, однажды проснулся знаменитым.  В истории он так и остался автором «Планет», за что невзлюбил это свое самое известное детище (мол, «а как же все остальное, включая оперы»?).

Итак, семь пьес, семь планет, и не какие-то там абстрактные небесные тела, а как будто живые герои со своими характерами. Полнозвучный, мощный «Марс,  вестник войны», изящная «Венера, вестница мира», игривый «Меркурий, крылатый посланник» (в нем, кстати, слышатся отголоски скерцо Шестой симфонии Чайковского)… Величественный «Юпитер,  приносящий радость», в котором звучит мелодия, переделанная потом самим автором в британский патриотический гимн «Тебе присягаю, страна моя». А еще мрачноватый «Сатурн, вестник старости» (почему-то любимая часть автора); не лишенный юмора «Уран, волшебник» и, наконец, «Нептун, мистик» – единственная часть с хором, который, по идее, «растворяется» в пространстве и исчезает за дверью (на концерте женская группа хора «Интрада» выстроилась около органа)  .

После мировой премьеры  29 сентября 1918 года автор сказал  дирижеру, сэру Эдриану Боулту: «Вы покрыли себя славой». И Боулт продолжал играть эту сюиту еще 60 лет, до самой смерти; последнюю запись «Планет» он сделал за несколько месяцев до своего девяностолетия…

Худрук ГАСО Татарстана взялся за новое для себя произведение, когда ему из Лондона привезли партитуру «Планет» в подарок. «Раз так, то грех не сыграть», – подумал он. И вот дебют в Москве, а вскоре «Планеты» прозвучат и в Казани.

Как сказал мне дирижер, чтобы исполнить эту сюиту, нужно много репетировать. «Оркестру играть ее тяжело физически. Надо иметь блестящих солистов – буквально всех, партитура  вся “заточена” на них, ну и ансамбли им под стать, и тутти! До Холста надо дорасти», – считает Александр Сладковский.

Буквально на днях оркестр получил звание «академический», и это был первый столичный концерт в новом качестве. Впереди новая высота: масштабный фестиваль «Рахлинские сезоны», посвященный Малеру (прозвучат Четвертая, Шестая, Седьмая и Десятая симфонии) и Стравинскому (состоится презентация бокс-сета записей его произведений в Москве, Сочи и Санкт-Петербурге). Впервые фестиваль выйдет за рамки Казани: концерты пройдут также в Перми и Москве.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди