В стороне от банальностей мейнстрима Презентации

В стороне от банальностей мейнстрима

Французский звукозаписывающий лейбл Aparté был основан в 2008 году Николя Бартоломе. Главные ценности бренда – стремление к техническому совершенству на всех стадиях выпуска диска и особая творческая поддержка музыкантов в процессе работы над альбомами.

Разносторонние творческие интересы основателя фирмы во многом предопределили ключевые аспекты философии лейбла. В первую очередь акцент на производственной стороне дела: Aparté располагает ультрасовременной студией и неустанно внедряет все прогрессивные технические новинки. Как заверяет Бартоломе, для каждого сеанса записи продумываются все детали, от марки производителя микрофонов до перепланировки акустического пространства помещения. В особом фокусе внимания и аннотации в буклетах, и индивидуальный стиль обложки каждого альбома. Качество звукорежиссерской работы действительно высокое: мастера лейбла добиваются естественности звучания, приближенной к ощущению «живого» концерта, избегая при этом безжизненной стерильности, нередко ассоциируемой с CD. Особенно это заметно на сольных фортепианных релизах – их отличает особое тембровое богатство и точность в передаче деталей звукового колорита.

В выборе исполнителей лейбл придерживается принципа умеренного нонконформизма. Раскрученные имена из музыкальной «стратосферы», кажется, намеренно избегаются как переходящий в банальность мейнстрим, а предпочтение отдается исполнителям с репутацией глубоких, серьезных профессионалов, нацеленных в первую очередь на творческий поиск и сосредоточенное самосовершенствование. Так, несмотря на очевидные коммерческие риски, в 2019 году было выпущено сразу два релиза с поздней фортепианной музыкой Брамса в исполнении Франсуа Шаплена и Гортензии Картье-­Брессон (AP 173 и AP 222 соответственно). Интерпретации контрастны, но обе интересны: Картье-­Брессон привлекает вдумчивой проработкой интонационной линии, а Шаплен – тонкой звуковой работой. Можно отметить и полный сет ноктюрнов Шопена, записанный авторитетным французским пианистом Бруно Ригутто (AP 220); он не содержит откровений и прорывов, но выделяется добротным консерватизмом и искренностью трактовок. Активно сотрудничает с лейблом швейцарец Фабрицио Кьоветта, выпущено уже пять релизов с его участием, среди которых особо можно отметить альбом с тремя поздними сонатами Бетховена (AP 238). Исполнение пианиста подкупает романтической свежестью, его взгляд на эти сочинения словно бы свободен от наслоений трактовок предшественников, есть лишь небольшое стилевое влияние Пауля Бадуры-­Скоды, у которого Кьоветта учился некоторое время.

Сет ноктюрнов Шопена, записанный Бруно Ригутто

Среди отечественных артистов сотрудничал с брендом Максим Емельянычев, причем в двух своих ипостасях – как солист (альбом AP 161 c тремя клавирными сонатами Моцарта, исполненными на историческом инструменте) и как дирижер оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» (альбом AP 191, включающий в себя Третью симфонию Бетховена и Вариации на тему Гайдна Брамса).

Помимо академической музыки, Aparté иногда осуществляет экспансию и в смежные жанры. Большой успех у прессы имел альбом «Свинг» (AP 218), посвященный наследию легендарного кларнетиста Бенни Гудмена; значимым подарком для ценителей стал авторский релиз африканского гитариста из Бенина Лионеля Луэке (AP 184).

Естественно, что не все эксперименты лейбла несомненно удачны. К примеру, альбом «Акценты» (это слово написано на обложке на восьми языках) оставляет странное слушательское послевкусие (AP 243). Оркестр под названием «К», созданный Симоной Менезес, обуславливает свою уникальность ценностями мультикультурализма, а в трактовке исполняемой музыки провозглашает возврат к исходным национальным кодам, возможный благодаря разнообразному этническому бэкграунду коллектива. Тем не менее за пределами громких деклараций релиз содержит в себе пестрый набор сочинений, частично в виде неавторских переложений («Половецкие пляски» Бородина соседствуют с Коплендом и Дебюсси), в исполнении ансамбля из двенадцати человек в очень спорной манере с точки зрения стиля интерпретации. Определенным разочарованием явилось и прослушивание цикла «Времена года» Антонио Вивальди, записанного скрипачкой Александрой Конуновой совместно с друзьями в качестве ответа на депрессивный локдаун 2020 года. Этот «шлягерный» альбом, возможно, обрадует неофита, профессионал же отметит странности в логике избираемых музыкантами темпов и штрихов (AP 242).

Гендель в интерпретации Софи Юнкер

В последние годы в фокусе активного внимания лейбла – сфера барокко, и в рамках этого направления Aparté выпускает яркие концептуальные альбомы. Особенно удается работа над вокальной музыкой. К примеру, релиз La Francesina (AP 233), в рамках которого сопрано Софи Юнкер представила стильную и небанальную подборку арий Генделя. Изысканное мастерство владения стилем демонстрирует и Кэтрин Уотсон в альбоме L’Opéra du Roi Soleil (AP 209), включающем в себя сочинения Луи Люлли, Маре, Кампра, Демаре и других французских мастеров; особо хочется отметить аккомпанемент знаменитого камерного оркестра Les Ambassadeurs под управлением Алексиса Косенко. Причудливый и дерзкий микс несовместимых, на первый взгляд, «ингредиентов» являет собой релиз Baisiez moy (AP 259), где ансамбль Thélème исполняет сочинения Жоскена Депре с использованием волн Мартено, синтезатора и Родес-пиано. Отношение к услышанному может колебаться в диапазоне от шока неприятия до жгучего интереса, в зависимости от эстетических установок меломана.

Николя Бартоломе, основатель лейбла, не отрицает печального факта долгосрочного кризиса мирового рынка звукозаписи, но по отношению к собственному делу настроен весьма оптимистично. По его мнению, свобода активного творчества вне узких рамок, открывающая дорогу новым идеям и проектам, и безупречное качество работы – составляющие нынешнего и будущего успеха Aparté. Насколько эффективен этот рецепт – покажет время.

«Акценты», релиз оркестра «К» под управлением Симоны Менезес