Les Six: France in the 1920s and Beyond <br>Menuetto Classics Релизы

Les Six: France in the 1920s and Beyond
Menuetto Classics

«Шесть французов: Дариус Мийо, Луи Дюрей, Жорж Орик, Артюр Онеггер, Франсис Пуленк и Жермен Тайфер». Статья с таким заголовком появилась 20 января 1920 года в парижской газете Comoedia. Так, с легкой руки музыкального критика Анри Колле, автора статьи, шесть фамилий превратились в Les Six, или «Шестерку», и стали прочно ассоциироваться с передовой французской музыкой.

Антиромантизм и идея баховского контрапункта, вдохновение Игорем Стравинским и эстетика кафешантанов, едкая ирония и экзотический фольклор Африки или Латинской Америки – всё это характеризует стиль «Шестерки». Изысканное и парадоксальное здесь бок о бок с карнавальным и глубоко трагическим, равно как в одном культурном поле сосуществуют балет Тайфер «Продавец птиц» и музыка Орика к «Орфею» Жана Кокто, Сельский концерт для клавесина с оркестром Пуленка и «Жанна д’Арк на костре» Онеггера.

Спустя 101 год после статьи Анри Колле лейбл Menuetto Classics представил масштабный релиз с произведениями композиторов «Шестерки» – три с половиной часа чистой музыки, и это не коллективные опусы вроде балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» или фортепианного L’Album des Six, а полноценные яркие сочинения. Каждый из композиторов раскрылся и состоялся – диапазон произведений в альбоме от камерной музыки 1920-х до партитур послевоенного времени. Безусловно, есть хиты вроде Pacific 231 Онеггера, «Скарамуша» и «Быка на крыше» Мийо, Сонаты для флейты и фортепиано Пуленка. Но есть и редкости – Дивертисмент для гобоя, кларнета и фагота Дюрея, Первая соната для скрипки и фортепиано Тайфер.

В новом альбоме собрана преимущественно камерная музыка – один из магистральных жанров композиторов «Шестерки». Пряные политональные гармонии Камерных симфоний Мийо, холодная и сосредоточенная красота Concerto da camera Онеггера для флейты, английского рожка и струнного оркестра, шутливое Трио Пуленка для гобоя, фагота и фортепиано – всё это вы найдете на диске. Хоровая музыка – «Четыре маленькие молитвы Святого Франциска Ассизского», Salve Regina и один из Четырех рождественских мотетов Пуленка. Эти партитуры композитор написал, будучи истовым католиком – в религии он находил отдушину после гибели близкого друга в автокатастрофе.

В релизе записи разных лет: исторические (запись Секстета Пуленка в исполнении пианиста Жана Казадезюса и The Dorian Quintet отреставрирована с пленки 1973-го) или современные (балет «Сотворение мира» Мийо записан в 2015-м камерным ансамблем Лондонского симфонического под управлением Джона Кару). Много опусов для духовых – Трио для гобоя, кларнета и фагота Орика, Кларнетовая сонатина Онеггера или редко исполняемая Suite d’Après Corrette Мийо, где французский композитор восемнадцатого века Мишель Корретт становится собеседником автора из века двадцатого, – все сочинения виртуозно исполняют Лучано Франка на гобое, Гаспаре Тириканти на кларнете, Марко Лугареси на фаготе, за роялем – Франка Москини.

Если музыка «Шестерки» кажется слишком простой и дистиллированной, то предлагаю начать прослушивание альбома с Концерта для ударных с оркестром Мийо. За дирижерским пультом оркестра Radio Luxembourg сам композитор, солирует Даниэль Форе. В этой яркой партитуре сочетаются страсть и древние голоса, сила и эмоциональная глубина. Или начать можно с Баллады для фортепиано с оркестром Жермен Тайфер. С оркестром Radio Luxembourg играет венесуэльская пианистка Розарио Марчиано, чья артистическая деятельность была направлена на исполнение сочинений, написанных женщинами-­композиторами.