Загадка Щелкунчика События

Загадка Щелкунчика

Проект «Театр HD» предложил новогодний подарок – показы легендарного спектакля Юрия Григоровича на экранах кинотеатров

Для зрителей более шестидесяти городов России магию ожившей сказки создали Маргарита Шрайнер, Семен Чудин, Денис Савин и другие артисты Большого театра. За пультом оркестра выступил Павел Клиничев.

Сегодня это трудно представить, но главной новогодней истории могло не случиться, если бы великий композитор поддался первоначальному порыву и отказался от заказа. «Терзания», «мучения», «сумасшествие» – характеризуя подобными эпитетами начало работы над «Щелкунчиком», Чайковский был на грани отчаяния. Главная причина – неприятие сюжета второго акта, где в угоду публике должна была развернуться феерия сладостей «Конфитюренбурга». По этому поводу ироничен и красноречив комментарий балетоведа Юрия Слонимского: «И вот со страниц плана Петипа выглянул сразу целый букет пошлостей – Феи Сновидений и Фруктов, Карамели, Мятные лепешки, Петифуры, Фисташки, Галеты, Нуга и т.п. обступили Чайковского».

Шедевр Чайковского родился как дитя компромисса. «Мне предстоит сделать очень смелый музыкальный фокус», – признавался композитор в письме к заказчику постановки, директору Императорских театров Ивану Всеволожскому. И пояснял: «Второе действие балета можно сделать удивительно эффектно <…>, но оно требует тонкой филигранной работы».

Филигранная работа композитора над партитурой обернулась глубиной и многозначностью психологических зарисовок, которые долгое время оставались неразгаданными. До тех пор, пока хореограф Юрий Григорович не расшифровал «фокус» Чайковского, представив историю первой любви и взросления главной героини. А затем в соавторстве с художником Симоном Вирсаладзе и дирижером Геннадием Рождественским сочинил дивную рождественскую сказку, связав художественные миры Гофмана и Чайковского с традициями классического русского балета.

Постановке «Щелкунчика» Григоровича-Вирсаладзе – в этом году пятьдесят пять. Выверенная временем, любимая несколькими поколениями зрителей, сегодня она воспринимается уже как новогодний бренд Большого театра. И, пожалуй, не только его. Башкирскому театру оперы и балета в Уфе, пригласившему Юрия Григоровича после его ухода из Большого, повезло обрести легендарный спектакль с костюмами и декорациями Симона Вирсаладзе в свой репертуар.

Добрая и мудрая новогодняя сказка о прощании с детством, какой представил Юрий Николаевич своего «Щелкунчика», – спектакль для всей семьи, где многие узнают себя. В новогодние праздники родители улыбнутся ироничным хореографическим зарисовкам чопорного мира взрослых в сценах шествия и ухода гостей, а также великолепном церемониальном «Гросфатере». Дети восхитятся дивным миром заводных игрушек и оживших кукол, волшебством танцующих снежинок и вырастающей прямо у них на глазах рождественской елкой. Все вместе проживут историю сострадания к сломанной игрушке и рождения первых светлых чувств главной героини, кульминация которых – пронзительное и нежное адажио Мари-невесты и Щелкунчика-принца. И, конечно же, будут сопереживать главным героям во время двух сражений Щелкунчика и Мышиного короля. А дома в задушевных беседах перед сном и перечитыванием повести Гофмана обнаружат продолжение сказки – встречу Мари с племянником Дроссельмейера, который окажется тем самым принцем из сна.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди