В юбилей Скрябина обошлись без дирижера События

В юбилей Скрябина обошлись без дирижера

В Концертном зале имени П.И.Чайковского открылся Первый Международный фестиваль имени А.Н.Скрябина

Концерт-открытие в честь 150-летия русского классика состоялся прямо в день его  рождения и потому воспринимался с особым смыслом. Что мы знаем о Скрябине? То, что начинал он как подражатель и продолжатель романтической традиции, был поэтом фортепиано, как и Шопен, и любителем сложных гармоний и модуляций, как Лист и Вагнер. На этом замесе расцвело в итоге совсем иное по эстетике творчество: Скрябин воспевал экстаз духа, вслушивался в вибрации вселенной и мечтал о дематериализации мира. Пианист Борис Березовский, неформально взявшийся за проведение фестиваля, в своих идеях во многом созвучен с юбиляром. В интервью он намекнул о надвигающемся конце эпохи дирижера, так сказать, о дематериализации этой артистической единицы. И в качестве доказательства на открытии в КЗЧ представил работу Фестивального оркестра имени А.Н.Скрябина, сыгравшего Первую симфонию с исключительным энтузиазмом, ансамблевой точностью и выразительностью. Похожая на гангстера, в черной маске до глаз, девушка-концертмейстер вела за собой всю гигантскую махину скрябинского оркестра, солистов и хор. Дорогого стоил напряженный взгляд ударника на кончик смычка ее скрипки, ловившего ее взмах, чтобы синхронизировать свой удар в литавры.

Безусловно, все без исключения оркестранты проявили чудеса дисциплины и самосознательности в желании доказать, что невозможное возможно. Но по нынешним реалиям девять репетиций – это мощный щелчок по экономической составляющей: как на это посмотрят учредители, составляющие госзадание из расчета не менее 44 выступлений в год?

Впрочем, сам Борис Березовский не настаивает на тотальном внедрении эксперимента, а просто наслаждается сам его результатами. В Фортепианном концерте Скрябина известный пианист появился неожиданно скромно, вдруг нарисовавшись за роялем, «утопленным» в середину оркестра. Сидя лицом в зал, Березовский привычно лишил поклонников лицезреть свои руки, но звучание рояля компенсировало отсутствие визуального шоу. В утонченности, хрупкости пиано, в идеальной текучести и прозрачности туше этот пианист, как никто, близок сущности стиля Скрябина. Из-за особого расположения рояля, общий баланс временами смещался в пользу оркестра, особенно доминировавшего в первой части. Но Бориса этот момент, судя по всему, не смущал: «Зато слышны новые подголоски, реплики инструментов, которые раньше пропадали». С тем, что мы услышали много нового, не поспоришь, но и ожидаемые красоты не разочаровали: изумительный по красоте диалог пианиста с кларнетом и другими духовыми во второй части заворожил зал.

Впереди в программах фестиваля, проходящего при содействии Министерства культуры РФ и организационных хлопотах «Росконцерта», много интересного. В каждом концерте предполагается знакомство с юными дарованиями, причем кто именно выйдет на сцену, до последней минуты остается сюрпризом для публики. В КЗЧ такое право получила очаровательная ученица Гнесинской десятилетки Алисия Левина, со вкусом и смыслом исполнившая десять прелюдий из самого  популярного, одиннадцатого опуса из наследия юбиляра.

Алисия Левина

Скрябин, не писавший опер и романсов, тем не менее часто использовал слово, сопровождая обширными программными пояснениями и даже стихами свои мистические сочинения. В качестве «анонса» музыкально-литературных композиций, которые грядут в дальнейших концертах фестиваля, пианистка Екатерина Державина представила музыку Скрябина в контексте поэзии Серебряного века. Она пригласила в соратники актера театра и кино Евгения Цыганова, прочитавшего фрагменты поэмы А.Блока «Возмездие», срифмовавшиеся с Ноктюрном и Этюдами сорок второго опуса.

Екатерина Державина и Евгений Цыганов

Начало фестиваля охватило юношеские произведения Скрябина; в финале, 1 марта, ждем «Поэму экстаза» и «Поэму огня» («Прометей») с партией света, чтобы ощутить отблески темного пламени и окрыленность духа, к которому призывал их автор.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»