МАРИС ЯНСОНС <br>КОНЦЕРТ В МОСКВЕ (LIVE) <br>МЕЛОДИЯ Релизы

МАРИС ЯНСОНС
КОНЦЕРТ В МОСКВЕ (LIVE)
МЕЛОДИЯ

Имя Янсонса ассоциируется прежде всего с творчеством классиков, музыка современных композиторов представлена в его дискографии в существенно меньшем объеме. Поэтому невозможно не обратить внимание на монографическую программу, составленную им из сочинений Александра Чайковского. Для прославленного дирижера выбор, на первый взгляд, весьма необычный, но тем не менее он вполне обоснован: релиз представляет собой запись юбилейного концерта Александра Чайковского. Композитора и дирижера связывала многолетняя дружба, и неудивительно, что «круглая дата» одного из них стала поводом для плодотворного творческого союза на сцене КЗЧ.

Программа в сжатом виде отражает жанровую палитру инструментального творчества Чайковского: представлены Второй концерт для альта, оркестра и фортепиано «Этюды в простых тонах», Четвертая симфония и Концерт для двух фортепиано с оркестром. В интерпретации, как видится, «сошлись все звезды»: огромный опыт как оркестра (АСО Московской филармонии), так и дирижера в исполнении ключевых полотен русской музыки (достаточно вспомнить, к примеру, неоднократно записанный Янсонсом цикл симфоний Шостаковича) стал отправной точкой для концептуального взгляда на музыку нашего современника. Творчество Александра Чайковского раскрыто в его глубокой исторической преемственности как XIX, так и XX веку, очевидными становятся тончайшие связующие нити отечественной музыкальной культуры. Излишне говорить про несравненное мастерство дирижера и исключительное качество звучания оркестра, но при этом особо хотелось бы отметить как цельность и завершенность интерпретационного решения, так и разреженность тембровых пластов плотной оркестровой ткани.

В качестве дополнения к основной программе выступили «Элегия памяти Т. Н. Хренникова» (невольно ставшая московской эпитафией дирижеру) и Вальс, оставивший после себя чувство теплой ностальгии. Внезапно вспомнилось троекратное появление Мариса Янсонса за дирижерским пультом Новогоднего концерта Венского филармонического оркестра. С его участием светское и художественно не самое значительное событие непременно превращалось в утонченный праздник музыки, полный безупречного профессионализма и вкуса, а вальсы Штрауса звучали изысканно, но без тени пошлой «шлягерности». Естественная мимолетность музыкального искусства словно бы отступает для вечности, возвращающей нас через звукозапись к кульминационным свершениям выдающегося музыканта ушедшего времени.