ALLA NAPOLETANA <br>L’ARPEGGIATA, CHRISTINA PLUHAR <br>ERATO Релизы

ALLA NAPOLETANA
L’ARPEGGIATA, CHRISTINA PLUHAR
ERATO

Новый альбом ансамбля L’Arpeggiata обращает внимание на неаполитанскую музыку XVII века. Музыканты предлагают погрузиться в более чем полуторачасовое путешествие по композиторской и народной музыке Неаполя эпохи Барокко. Тарантеллы, ламенто, арии и речитативы, чаконы, народные песни и другие жанры погружают в атмосферу карнавала. Семь из двадцати четырех композиций – мировые премьеры, хотя и оставшиеся нельзя назвать широко известными.

L’Arpeggiata – авторский проект Кристины Плюхар. Под ее руководством ансамбль стал одним из лучших коллективов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве. В составе нет постоянных вокалистов – руководительница подходит к каждой программе индивидуально. Описывая работу над Alla Napoletana, Плюхар пишет: «…в первую очередь я выбирала певцов, с которыми мне хотелось бы поработать, и искала те произведения, которые лучше всего смогут показать их голоса, а также выразительные и драматические таланты».

Певцов же здесь достаточно: восемь исполнителей с самыми разными тембрами. Помимо привычных сопрано, меццо-­сопрано, тенора и баса, можно услышать контратенора и необычные мужские сопрано и альт. Тембр каждого вокалиста узнаваем, а их многочисленные сочетания создают яркую звуковую картину. Признаюсь, при первом прослушивании мне показалось, что эти краски чересчур хаотичны. Но ­что-то заставляет слушать диск еще и еще, с каждым погружением замечаешь все больше и больше деталей, обращаешь внимание на мастерство каждого певца.

Почти у каждого вокалиста есть соло, в котором он раскрывает голос в подходящем ему амплуа. Некоторые произведения напоминают сценку по ролям (бас, фальцетом имитирующий ответы дамы, особенно запоминается). Дуэты и ансамбли похожи на калейдоскоп: индивидуальность каждого певца настолько яркая, что ее не может скрыть совместное пение.

Инструментальное произведение на альбоме всего одно, и это немного расстраивает – ведь мастерство инструменталистов ничуть не уступает уровню певцов. Только от молниеносных пассажей на барочном корнете (не самом простом инструменте) захватывает дух, он то и дело соревнуется в виртуозности со скрипкой, перетягивая на себя внимание.

Богатство и изобретательность аранжировки, всегда отличающие работы Плюхар, позволяют избежать монотонности, которую иногда можно услышать в интерпретациях вокальной музыки XVII века. Аккомпанемент постоянно варьируется: меняется состав инструментов, их сочетания, манера игры. Музыканты чутко реагируют на текст произведений, часто с юмором. Имитация птичьего пения, остроумное использование ударных, совершенно неожиданный варган или же демонстративная перестройка струны после слова scordato («расстроенный») – каждый инструмент или прием на своем месте и обоснован либо словом, либо концепцией.

Легкий, остроумный, виртуозный, иногда печальный альбом может претендовать на звание одного из лучших в дискографии L’Arpeggiata. И если вы еще не слышали их записи, то это отличный шанс познакомиться.