Инструкция по выживанию Книги

Инструкция по выживанию

Новые книги о рок-музыкантах – не только фанатское чтиво! Авторы теперь глубоко копают. И получается, может, и не пособие по социальной адаптации, то уж точно подробный рассказ о нетривиальном жизненном опыте знаменитости. А опыт этот не так далек от пресловутого «простого человека», как кажется.

Rainbow in the Dark. The Autobiography
Ronnie James Dio with Mick Wall and Wendy Dio
Permuted Press

Через десять лет после смерти Ронни Джеймса Дио опубликована его автобиография – и это сильный звездный проект. Расшифровывали и дописывали черновики – листки бумаги с каллиграфическим почерком – вдова Дио Венди и маститый журналист Мик Уолл. (Уолл имел «доступ к телу» многих классиков рок-музыки, еще до того, как они таковыми стали; сам же удостоился оскорблений в песне Guns’N’Roses Get in the Ring.) Аудиокнигу начитал Дэниэл Томас Мэй.

Венди признается, что долго не могла начать разбирать записки покойного мужа: было эмоционально тяжело. Но получилось все прекрасно. Дио явно изначально закладывался на внятное повествование с четким сюжетом и «мясом», подробностями, которые интересуют всех. Много, конечно, про детство – ну, тут любой автор будет рефлексировать, тем более такой серьезный творец. Все мы родом из детства, чего уж. Успел описать непростые отношения с Ричи Блэкмором, в группе Rainbow которого пел и воспарил к всемирной славе. Вообще про рок-н-ролльную безумную жизнь и всякие казусы.

В Москве Дио выступал несколько раз. Году в 2005-м общался с автором этих строк и, между прочим, упомянул, что любит читать книги, дружит с писателями-­фантастами. А про него это и так известно: эксперт по фантастике. Вот, собственно, любовь к простому и ясному изложению, крутым сюжетам, юмору – она тут видна. Ч­то-то выпало? Неизбежно, увы…

Но некоторые моменты жизни Дио рассматриваются в книге «Симптом Вселенной» того же Мика Уолла, которая недавно вышла на русском.

Симптом Вселенной
Мик Уолл
Бомбора

Издательство «Бомбора», похоже, то ли решило написать всю рок-историю на русском, то ли создать свою вселенную рок-литературы. Пока что получается хороший задел!

Про Мика Уолла и его историю группы Black Sabbath. Ну, тут он, конечно, свой человек. Инсайдер, который нам с вами выдает все, надеюсь, тайны. Пишет ярко, быстро, с драйвом. Иногда это само по себе забавно, но всегда ясно, к чему автор клонит, к чему ведет повествование. Вопрос, как это часто бывает, к переводу: английский мат переводится бледными жалкими эвфемизмами вроде «долбаный» и «гребаный». Хотя сколько раз уж говорилось, что в русском мат не прилагательное, а скорее междометие, и неизбежную в таком жанре грубость интонации необходимо выражать. Может, не смешная «каналья», но ­что-нибудь вроде этого.

Когда повествование отходит от хэви-тематики, то автор начинает плавать. А переводчик и вовсе тонет. Иначе как объяснить такой, например, путаный неотредактированный – да и, по сути, неверный – пассаж: «Одним из любимых барабанщиков <Билла Уорда> был Джо Морелло, американский перкуссионист из “Квартета Дейва Брубека”, чьи необычные размеры легли в основу таких классических произведений, как Take Five и Blue Rondo a la Turk». Понятно, что речь о том, что Брубек сотоварищи сочиняли пьесы в несимметричных размерах, Морелло, понятно, барабанил их четко и точно, но… Мы это знаем, а в тексте – ахинея! Вот, к сожалению, с фанатской литературой – как с текстами на древних мертвых языках, о которых филологи шутят, что-де ­читать-то их очень легко, если заранее знать, что именно там написано.

Или вот, простой пассаж, информативный: «Оззи решил, что Sabbath развалил шоу-бизнес». Кто кого развалил, а? Ну понятно, что шоу-бизнес – подлежащее, Sabbath дополнение, но ­опять-таки понятно это для людей в контексте. Замкнутый круг: книга о некоем явлении для читателя, который и так знает про это явление. То есть фанатская литература. По определению. Крики, вздохи, каталожные номера виниловых синглов, пережевывание древних сплетен («я точно знаю, как оно было на самом-­самом деле!»), да крупицы любопытной информации. А между тем чтение биографий и мемуаров рок-музыкантов – это ж полезно, поскольку у этих людей колоссальный необычный жизненный опыт. Школьная учительница спросила бы: «Чему ж такие могут научить молодежь?» Да много чему. Бремени славы, например (мало ли что: в наше время чуть не каждый рискует получить свои пресловутые пятнадцать минут славы). Опасностям на пути творческой профессии. Подлостям. Да, рок-музыканты – класс относительно немногочисленный, но очень заметный и влиятельный. И многие социальные казусы – назовем это так – в сей среде проявляются и выражаются очень ярко. Так что, отчего б нам, простым смертным, не ознакомиться? Но для этого нужны книги, а не фанатское чтиво. А книга – она всегда о жизненном опыте. Если она Книга.

Dave Grohl
The Storyteller: Tales of Life and Music
Simon & Schuster

От барабанщика исторической Nirvana до лидера Foo Fighters, группы крутой-­стадионной, со всеми наградами, хитами и гонорарами, но все ж «одной из» – это эволюция или как? Что сам Дейв Грол думает об этом? Думает-­рефлексирует он об этом как о судьбе, которая много дала и многому научила. Об этом – его автобиография «Рассказчик историй: Истории о жизни и музыке». На русском пока не вышла, но переговоры ведутся.

Почему только сейчас написал? Предсказуемо: время выдалось. Уже лет десять назад было что сказать, но хотел написать сам, а литературными «неграми» или просто форматом интервью – брезговал. Все по-настоящему, все от сердца! Письмо плотное, информативное. Лексика простая, но – литературно простая. Никакого сленга или дурацких словечек. И аудиокнигу (я все такое слушаю, да) сам начитал. А у Грола очень выразительный разговорный голос и живая манера повествования. Будем считать, что это сольный альбом в жанре spoken word. Есть и такая номинация у «Грэмми» – премии, которую Грол получал неоднократно.

Романтик на переломе эпох Книги

Романтик на переломе эпох

Признание в любви к звезде потерянного поколения

Знакомые все лица Книги

Знакомые все лица

Союз композиторов России и «Музыкальная жизнь» представили календарь на 2024 год с композиторами-юбилярами

Слово берут «носители» языка джаза Книги

Слово берут «носители» языка джаза

Летопись музыкальной свободы и рассказ о любви к переменным ритмам

Дорогой Коган, верьте в свои силы Книги

Дорогой Коган, верьте в свои силы

В издательстве «Композитор» вышел том эпистолярного наследия Леонида Когана и его корреспондентов, подготовленный Евгенией Кривицкой