Марис Янсонс: Невозможно продирижировать всю музыку на свете Персона

Марис Янсонс: Невозможно продирижировать всю музыку на свете

Исполнением Второй симфонии Густава Малера завершились выступления Мариса Янсонса в Копенгагене. Этому событию предшествовала торжественная церемония вручения международной премии в области академической музыки Léonie Sonning Music Prize, присуждаемой в Дании по инициативе Леони Соннинг – вдовы писателя Карла Йохана Соннинга. Виктор Александров (ВА) смог лично поздравить нового лауреата – маэстро Мариса Янсонса (МЯ) и обсудить с ним нынешнее положение скандинавских оркестров.

С глубокой чуткостью Марис Янсонс раскрыл фантастический звуковой мир Второй симфонии Густава Малера. Пламенная сила его дирижерского таланта и вулканический темперамент способствовали необычайно гармоничному звучанию смешанного хора, солистов и оркестра. Оркестр Датской Королевской оперы предстоящим летом выступит в России под управлением Александра Ведерникова. На сцене Концертного зала имени Чайковского коллектив представит программу из произведений Карла Нильсена, Камиля Сен-Санса и Иоганнеса Брамса.

ВА Марис Арвидович, что для вас значит Léonie Sonning Music Prize, этот знак со стороны скандинавских стран?

МЯ Всегда приятно, когда тебя отмечают, особенно такой престижной премией, как датская музыкальная награда. Она была учреждена музыкальным фондом Леони Соннинг в 1959 году. За всю историю ее существования лауреатами становились великие деятели культуры и подвижники музыки. я говорю не только об исполнителях, дирижерах, но и о композиторах, ведь первым премию Леони Соннинг получил Игорь Стравинский. После него – Дмитрий Шостакович, Бенджамин Бриттен, София Губайдулина, Арво Пярт, Дьёрдь Лигети, Пьер Булез…

ВА Когда вы впервые оказались в Дании?

МЯ Копенгаген был одним из первых городов, где я начал свою интенсивную гастрольную жизнь после победы на конкурсе Караяна. Я объездил с концертами практически весь мир, в столице Дании дебютировал с местным Сьелландским симфоническим оркестром (Sjællands Symfoniorkester) – нынешним Копенгагенским филармоническим оркестром.

ВА Ваш отец Арвид Янсонс неоднократно выступал в Копенгагене?

МЯ Да, он действительно много раз бывал здесь и сотрудничал с оркестром Королевской оперы. Памятна постановка 1983 года оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Тогда мой отец впервые познакомился с этим замечательным коллективом. Сегодня в оркестре осталось всего лишь несколько музыкантов, которые помнят его. Время летит стремительно быстро.

ВА Оркестры Скандинавии – особая тема для размышлений. Вы долгое время руководили Филармоническим оркестром Осло. В чем преимущество звучания музыкальных коллективов стран Северной Европы, и какие особенности им свойственны?

МЯ Уровень скандинавских оркестров невероятно высок. Я вспоминаю годы своей работы в столице Норвегии – за два десятилетия Филармонический оркестр Осло обрел высочайший статус на международной сцене, объездил с концертами практически весь мир, участвовал в крупных международных фестивалях, записывал пластинки и входил в десятку лучших европейских оркестров. Сейчас уже сменилось поколение артистов, но те люди, которые работали со мной, с энтузиазмом относились к своей работе, у них были высокие амбиции. Характерная черта для скандинавов – идеальная дисциплина. Музыканты всегда предельно внимательны и стараются неукоснительно следовать всем пожеланиям дирижера. При этом обстановка в таких оркестрах всегда приятная и дружелюбная.

Кстати, вскоре в Осло начнется строительство нового концертного зала, что свидетельствует о благополучном экономическом положении столицы Норвегии. Поддержка культуры здесь играет большую роль, равно как и финансирование образования – необходимо, чтобы с раннего возраста дети соприкасались с серьезной классической музыкой. Это очень важный и необходимый момент в жизни каждого человека, что, несомненно, направлено на формирование духовности отдельно взятой личности и общества в целом.

ВА Я заметил особое звучание группы духовых инструментов, свойственное большинству оркестров Скандинавии, – такое цельное и упругое…

МЯ Да, здесь сильная школа духовиков. Еще по своей работе в Норвегии я помню, что в каждой школе существовали так называемые янычар-­оркестры, духовые банды, и молодые люди с раннего возраста играют в них. Когда в городе национальный праздник, можно наблюдать парад, шествие этих духовых оркестров. В последнее время в Норвегии очень выросла школа струнников. Немало молодых талантливых музыкантов, большинство из которых получает образование в других странах: когда мир открыт тебе, можно заниматься там, где пожелаешь.

Уровень скандинавских оркестров невероятно высок. Характерная черта скандинавов – идеальная дисциплина. Музыканты предельно внимательны и стараются неукоснительно следовать пожеланиям дирижера. При этом обстановка всегда приятная и дружелюбная

ВА Дания получила роскошный музыкальный подарок – впечатляющий своими размерами и превосходной акустикой новый оперный театр.

МЯ Копенгагену в наши дни действительно крупно повезло. Между тем, история Королевской оперной сцены таит в себе немало печальных моментов. В 1728 году произошел сильный пожар, в результате которого историческое здание театра (уникальный памятник скандинавской архитектуры XVIII века) сгорело дотла. В 1874 году открылся новый театр (сегодня это уже старая сцена, где преимущественно идут балетные спектакли). В 2005-м на острове Хольмен в центре датской столицы появилось еще одно здание, спроектированное известным датским архитектором Хеннингом Ларсеном. Сейчас оркестр Королевской оперы Дании играет именно там. В Копенгагене довольно успешно развивается музыкальная жизнь: функционирует новый зал (репетиционная сцена оркестра Датского радио), сохранилась старая филармоническая сцена (базовая площадка Копенгагенского филармонического оркестра). В этот приезд я успел побывать там. Зал небольшой, но с очень ясной акустикой и приятной атмосферой.

ВА Как вы относитесь к наследию Карла Нильсена?

МЯ Это очень хороший композитор, отчасти такой «датский Брукнер». Признаюсь честно – для меня мостик к его музыке еще не протянут. Я дирижировал его Скрипичный и Флейтовый концерты, увертюру к опере «Маскарад», несколько других сочинений, но пока не решился подойти к симфониям – необходимо время и определенная подготовка. Всю музыку невозможно продирижировать. Когда я сотрудничал с Филармоническим оркестром Осло, мы постоянно играли произведения скандинавских композиторов – Сибелиуса, Свенсена, Грига, Гаде. И все же, одну из симфоний Нильсена, конечно, стоило бы продирижировать. Посмотрим.

ВА В Копенгагене вы инициировали исполнение Второй симфонии Малера…

МЯ Да, я решил выбрать именно это философское, серьезное сочинение. Исполнение любой симфонии Малера – всегда событие. В каждой из них заложен сотканный из противоречий индивидуальный мир. Это глубокая музыка, полная самых разных мыслей, эмоций, юмора и гротеска. Малер ставил невероятные задачи, задавал философские вопросы.

Для достижения высокого художественного результата всегда приходится много репетировать. Состав исполнителей в Копенгагене был высококлассным, включая двух моих любимых певиц – сопрано Гению Кюмайер и контральто Бернарду Финк. А какой потрясающий смешанный хор Датской Королевской оперы и Мальмё, впервые музыканты пели вместе в этой симфонии.