Wagner: Wesendonck-­Lieder <br>Mahler: Rückert-­Lieder <br>Elīna Garanča, Wiener Philharmoniker, Christian Thielemann <br>Deutsche Grammophon Релизы

Wagner: Wesendonck-­Lieder
Mahler: Rückert-­Lieder
Elīna Garanča, Wiener Philharmoniker, Christian Thielemann
Deutsche Grammophon

Это запись живых концертов на Зальц­бургском фестивале в 2020 и 2021 годах, редкая для эпохи ковида. Элина Гаранча, Венские филармоники и Кристиан Тилеман – состав мечты. Альбом по большому счету вообще не нуждается в описании: достаточно назвать имена участников и название оркестра. И сказать два слова: отвага и сердечность, потому что эти качества тут главные.

Запись состоит из контрастов: ее живая эмоциональность, рожденная голосом, полным обертонов, и дирижерское суховатое совершенство в управлении знаменитым оркестром, который, как известно, далеко не всех дирижеров, пусть и маститых, к себе подпускает. Тилеман и Венский филармонический подходят друг другу, как хорошо сшитая лайковая перчатка – руке. Пение с таким сопровождением, фантастически емким, но не навязчивым, когда точность звуковедения, эмоциональная и функциональная, на уровне люкс, – дорогой подарок певице и публике. Вагнер и Малер полны страстей, каждый по-своему, их не нужно педалировать, лишь деликатно выявлять, не теряя при этом внутренней мощи. Именно этим маэстро с оркестром и занимаются.

Репертуар подобран очень точно. Одна за другой исповеди разного рода: пять песен Вагнера на стихи Матильды Везендонк в оркестровке Феликса Моттля – гимны нелегкой страсти, оммаж полноте личного переживания. Песни Малера – пессимистический цикл (стихийно сложившийся) на стихи Рюккерта, созданный позже, в начале двадцатого века, во времена декадентской любви к самоанализу. Малер после Вагнера – умно, ибо нововенский мастер был, по словам Бруно Вальтера, «прочувствованным и продуманным» вагнерианцем.

Уже в вагнеровском «Ангеле» бесшовное пение Гаранчи (невозможно не сказать, что теплый и насыщенный голос льется) скользит по регистрам, взывая к безмолвным слезам и горнему краю. Потом будут кружение переживаний в «Остановись!», жаркая тишина «В оранжерее», пафос надежды в «Страданиях» и прощальная улыбка в «Грезах». «Благодать живет в невзгодах, в ночи смерти – жизни дни», камерность счастливо сочетается с объемностью, а отзвуки мотивов «Тристана и Изольды», которую Вагнер сочинял на фоне любви к Везендонк, отсвечивают в музыке и голосе, как солнце в облаках.

Когда начнется Малер, настроение, конечно, сменится, но главное (роднящее эти Lieder с циклом Вагнера) останется: «миниатюрная психодрама», в конечном счете повествующая об одиночестве. Правда, у лирического героя (героини) Малера больше индивидуализма и меньше «космизма». Музыканты и певица это подчеркивают. Неважно, вдыхает ли лирический герой (героиня) аромат липы, заглядывает ли ­кому-то в глаза, любит за красоту или, потерявшись для мира, обретает внутренний покой – он, как поется в одной из песен и как показывает Гаранча, все равно проигрывает сражение со страданиями чувствительной личности. Оркестр чарует плавностью звучания, прозрачным звуком струнных, возгласами английского рожка, лепетом арфы и челесты. Голос Гаранчи, в одной из песен соревнующийся с гобоем-соло, чуткий к мелодии и магический в верхнем регистре, подтверждает общее настроение. Элегия как она есть.