Messiaen <br>La Transfiguration de Notre Seigneur Jésus-­Christ <br>Poèmes pour Mi & Chronochromie <br>Kent Nagano <br>BR-Klassik Релизы

Messiaen
La Transfiguration de Notre Seigneur Jésus-­Christ
Poèmes pour Mi & Chronochromie
Kent Nagano
BR-Klassik

Выдающемуся дирижеру Кенту Нагано исполнилось семьдесят. Поверить в это трудно: столько юмора и неожиданных соображений в любом его интервью, так свежо звучит каждая его интерпретация на концерте, в опере или в студии, настолько открыт маэстро музыке любых эпох – от барокко до нашего времени. Вместо очевидного для юбилея собрания исполнений прошлых лет Нагано выпустил к семидесятилетию тройной альбом музыки Мессиана, записанный на недавних концертах с оркестром и хором Баварского радио. Причем речь не о хитах вроде «Турангалилы», но о трех сочинениях, звучащих куда реже: это вокальный цикл «Поэмы для Ми» (1936–1937), «Хронохромия» для оркестра (1960) и, главное, оратория «Преображение Господа нашего Иисуса Христа» (1969) для хора, оркестра и семи солистов.

Как говорилось в рецензии на мировую премьеру «Преображения», «Оливье Мессиан осуществил здесь фантастический синтез, включивший в себя все его собственные стили». Действительно, с одной стороны, как таковой саунд «Преображения» с его грандиозным составом оркестра и развернутыми партиями солистов не может не напомнить ту же «Турангалилу». С другой, «Преображение» написано на двадцать лет позже, и это уже не песнь любви, а своего рода Страсти, с присущим им куда более суровым колоритом: ближе к «И чаю воскресения мертвых» для духовых и ударных (1964) и еще не написанной опере «Святой Франциск Ассизский» (1983). В предпоследней части почти цитируется один из лейтмотивов «Турангалилы», но без привычного разрешения он оказывается лишен ликующей интонации – и тем неожиданнее звучит мажор в конце эпизода.

Среди солистов (фортепиано, виолончель, флейта, кларнет, ксилоримба, маримба, вибрафон – и это помимо огромного количества ударных в оркестре) выделяется Пьер-­Лоран Эмар: и он, и Нагано учились у Мессиана, много лет были близки с ним и его женой Ивонн Лорио, проходили с композитором его сочинения буквально потактно, став лучшими их интерпретаторами. В эссе, украшающем буклет, Нагано подробно рассказывает о том, как стал посылать Мессиану свои записи его произведений, получая неизменно доброжелательные и детальные ответы, как по приглашению Мессиана приехал в Париж для участия в подготовке премьеры «Франциска», как жил в его доме, ежедневно занимаясь с ним самим, с Ивонн Лорио и постоянно наблюдая их за работой.

«Для Мессиана сочинение музыки не было средством обращения других в свою веру. Композиция была для него разговором с Богом». Лучшую иллюстрацию к этим словам Нагано, чем его интерпретация «Преображения», трудно себе представить. Партитура так богата, что в равной степени приковывает наше внимание и к солистам, и к оркестру, и к хору, хотя от сольной партии Эмара захватывает дух уже во второй части. Среди сумрачных по преимуществу эпизодов оратории настоящим чудом лирики звучит пятая часть с невероятными соло флейты и виолончели – их исполняют солисты оркестра Баварского радио, ничуть не уступающие знаменитому пианисту, чей монолог мы слышим здесь же. Да, для восприятия «Преображение» труднее иных шедевров Мессиана, и тем не менее для меломанов это исполнение оратории – настоящий пир. Пожалуй, самая цельная и прочувствованная из существующих записей «Преображения».