Hello Darkness: An Ode to Death in Songs from Claudio Monteverdi to Billie Eilish <br>Olivia Vermeulen & Jan Philip Schulze <br>Challenge Classics Релизы

Hello Darkness: An Ode to Death in Songs from Claudio Monteverdi to Billie Eilish
Olivia Vermeulen & Jan Philip Schulze
Challenge Classics

Что общего у Lasciatemi morire Монтеверди и Listen Before I Go Билли Айлиш? А у песен Франца Шуберта и Ника Кейва? Новый альбом немецкой певицы Оливии Вермёлен и пианиста Яна Филипа Шульце разрушает шаблоны: академическое искусство и поп-музыка здесь ведут диалог на равных.

«Для меня связь между Монтеверди и Билли Айлиш ясна: знатная Ариадна, покинутая Тесеем, жаждет смерти. Такова скромная и подавленная девушка в песне Билли Айлиш, которая также стремится положить конец своим мучениям», – говорит Оливия Вермёлен в буклете. Действительно, если уж о вой­не можно говорить не только языком «Военного реквиема» Бриттена, но и композициями Pink Floyd, то Монтеверди и Билли Айлиш вполне дополняют друг друга. Альбом демократичен, и в этом его прелесть.

Hello Darkness – антология композиций о смерти. Костлявая и дряхлая, прекрасная и обольстительная, желанная или неминуемая, смерть не раз появлялась в вокальной лирике прошлого. Оливия Вермёлен и Ян Филип Шульце включили в альбом и хиты вроде Lasciatemi morire Монтеверди или Urlicht Густава Малера, и настоящие редкости – Две песни Вольфганга Рима на стихи Марины Цветаевой. Диапазон эпох крайне широк: барокко Монтеверди, романтизм Шуберта и Шумана, изысканный модерн Рихарда Штрауса и Анри Дюпарка, легкий декаданс Берга и Корнгольда, экспериментальная вокальная лирика Айвза, Кейджа и Крама. Из популярной музыки в альбоме помимо Билли Айлиш есть каверы на Ника Кейва и немецкого поп-артиста Дейнджер Дэна.

Плейлист структурирован как чередование академического и популярного. Текстовые и смысловые арки между всеми композициями задают определенный ритм. К примеру, две песни Шуберта – Der Jüngling und der Tod и Der Tod und das Mädchen, широко известная по фильму «Смерть и девушка» Романа Полански, – обретают смысловых «двой­ников»: The Curse of Millhaven Ника Кейва и Dance of the Moon in Santiago Джорджа Крама. С Шубертом связана и следующая за ними композиция «Ворон» Бернхарда Ланга. Это часть Cold trip – монадологии, как определил этот жанр сам Ланг, на основе «Зимнего пути» Шуберта. Бесконечные вращения и зацикливания электронных сэмплов – на синтезаторе виртуозно играет Ян Филип Шульце – приближают опус из мира contemporary music к стихии поп-музыки. Для концепции альбома ­самое-то!

Одной из самых тонких интерпретаций в Hello Darkness, на мой взгляд, стали ранние романсы Берга и Корнгольда. В этих опусах Оливия Вермёлен чувственна и глубоко эмоциональна. Вниманием к мелочам наполнено и исполнение Listen Before I Go. Вермёлен избегает подражания хрипловатому тембру Билли Айлиш и дистанцируется от ее бесстрастной подачи. Немецкая певица концентрируется на рождении звука, который блуждает между напеванием, проговариванием текста и собственно вокалом.

Альбом Hello Darkness подойдет для медленного неторопливого прослушивания – начиная с февраля, он доступен на всех ведущих стриминговых платформах.