JETHRO TULL <br>THE ZEALOT GENE <br>INSIDE OUT MUSIC Релизы

JETHRO TULL
THE ZEALOT GENE
INSIDE OUT MUSIC

Великая прогрессив-рок-­команда вернулась с новым диском, в котором смешивает социальную взволнованность, библейские ассоциации и британский сарказм. Альбом открывает, задавая ноту тревоги, гул бомбардировщика В-29, и под бодрый рок-танец идет рассказ про американского летчика Пола Тиббетса. Он очень любит маму, назвал в ее честь свой самолет и теперь везет на нем атомную бомбу «Малыш», чтобы сбросить ее на Хиросиму… Затем звучат резвая флейта и острое гитарное соло, что привлекает внимание: многолетнее студийное молчание группы, казалось, зацементировал уход в 2015 году гитариста Мартина Барра, заявившего, что «Jethro Tull больше не будет». Он был неправ. Заменивший его Флориан Опале шикарно подает нюансы аранжировок. Лидер команды Йен Андерсон концертировал, бывал и в Москве, ждал, наверное, когда новый состав «созреет». The Zealot Gene, первый за двадцать два года альбом группы с оригинальным материалом, звучит легче, но не менее эмоционально, чем ранний Tull: много флейты, прозрачны гитарные риффы… Поет Андерсон без прежней напористости – ему почти семьдесят пять, но манера исполнения у пожилого джентльмена стала даже более театральной и образной.

Название альбома с английского переводят как «Ген фанатизма», ведь зелоты – иудейская секта времен зарождения христианства. Но перевод этого слова с более древних языков звучит шире – «ревнитель», то есть человек, следующий религиозному закону. Зелоты боролись с насаждением римской культуры – с глобалистами той эпохи. Андерсон говорит, что сейчас из-за глобализма выросла поляризация человечества, одно мнение обязательно «для всех». Люди, безапелляционно уверенные в своей правоте, многое определяют в сегодняшней жизни, но Йен считает, что между полюсами мнений – «черным и белым» – есть бесконечное количество «оттенков серого». Неисчерпаемость вариантов перехода одной крайности в другую, черного в белое, иллюстрируется и обложкой альбома. Хочется предложить подкорректировать перевод названия, допустим, на «Ген идентичности».

В истории JT немало славных страниц – от виртуозной интерпретации «Бурре» Баха до премии «Грэмми», которая в 1989 году взорвала иронию фанатов, так как была вручена в категории Hard Rock/Heavy Metal, группа же играла другую музыку. К­огда-то Jethro Tull приняла на разогрев начинающую команду Led Zeppelin, а однажды легко простила группе Eagles то, что «Орлы», ­когда-то тоже разогревавшие британцев, позаимствовали у них музыку, ставшую «Отелем “Калифорния”»… Андерсон остается ироничным реалистом, но это не провоцирует протест в музыке. «Ген Зелота» – концептуальный, немного нервный, порой даже мрачный, отлично сыгранный и записанный альбом традиционного рока. Серьезный и увлекательный, несмотря на некоторую замороченность концепции. Давно ли мы слышали умную и саркастичную песню про атомную бомбу… или парадоксальную идею, что образ, связанный со словом «серый», актуален и общественно важен? Попадание в социальный нерв делало рок-музыку 1960-х, когда «Талл» начинали, очень привлекательной. Андерсон сейчас вновь попал в цель.