MOZART X 3 <br>ELSA DREISIG <br>KAMMERORCHESTER BASEL, <br>LOUIS LANGRÉE <br>ERATO Релизы

MOZART X 3
ELSA DREISIG
KAMMERORCHESTER BASEL,
LOUIS LANGRÉE
ERATO

Эльза Драйзиг стала известна российским меломанам, в частности, после участия в фестивале в Экс-ан-­Провансе в 2017 году, где она спела Микаэлу в «Кармен» (режиссер Дмитрий Черняков). Mozart x 3 – третий альбом победительницы конкурса «Опералия», сделанный на лейбле «Эрато»: у Драйзиг с ними эксклюзивный контракт. Прежде были Miroir(s) и Morgen, где вокалистка, обладающая большим и разношерстным запасом исполнений, пела все что угодно в сопрановом репертуаре, от Гуно и Массне до Рахманинова и Штрауса. Был и Моцарт, немного, а теперь записан он один.

Число «три» – ключевое для альбома оперной музыки Вольфганга Амадея, который, по словам Драйзиг, был композитором, первым вдохновившим ее стать профессиональной певицей. На это намекает название альбома. Все завязано на трех операх, трилогии Моцарта – Да Понте: «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Прочее – по паре фрагментов из «Идоменея» и «Милосердия Тита», один из «Суллы» – скорее бонусы. Впрочем, как посмотреть. Девять «арий Да Понте» (три персонажа) дополнены тремя ариями из моцартовских опер-seria: тоже игра чисел. Наверняка была и задача показать моцартовские женские характеры, поэтому в записи (за двумя исключениями) – героини разных темпераментов и судеб, объединенные переживанием страсти и (или) проблем частной жизни. Драйзиг поет и Фьордилиджи, и Дорабеллу, и Деспину, не говоря уже о паре Графиня – Сюзанна (и примкнувшем к ним Керубино), а также Донне Анне с Донной Эльвирой и Церлиной. После них появляются Электра, Вителлия и «брючная» партия патриция Цецилия. Это отчасти феминистский проект: как говорит Драйзиг, в альбоме возникает «иногда беспорядочная, но очень реальная жизнь женщин». Ну и, разумеется, представ звонкоголосым Цецилием (партия была написана для кастрата), как и полудитём Керубино, певица еще раз демонстрирует обширные вокальные возможности и, учитывая незаурядный диапазон голоса (от высот лирического сопрано до меццовых низов), делает это красиво и умело.

Конечно, есть шероховатости: низы не так плотны и объемны, как верхи, но каковы энергия сильного голоса, легкие скачки по регистрам, моцартовское вибрато. И каковы посылы характеров: героини (и герои) обладают сильным духом и готовы бороться до конца. Это хорошо чувствуется в тесситурных красотах и трелях, которыми Драйзиг декоративно (и всегда по делу) блещет. Комическо-­характерный оттенок партии (Деспина, Сюзанна, Церлина) подан так же непринужденно, как драматический (героини «Так поступают все» и «Дон Жуана») или лирико-­аристократический (Графиня). Не говоря уже о ламенто (Вителлия) или истерике неудачницы (Электра). Это весьма артистичное пение: голос то прибавляет «бархата» в любовной истоме, то звучит почти злобно, то пылко вопрошает, то робко жалуется.

Эффект достигается с помощью Камерного оркестра Базеля под управлением Луи Лангре, директора парижской Комической оперы. Хаммерклавир (для аромата исторической достоверности) вплетается в речитативы и арии, как шелковая нить в более плотную ткань. Духовые выразительны, темпы быстры, звук прозрачен, паузы уместны. Все как надо.