Семеро смелых Мнение

Семеро смелых

Начиная с немецкой монахини Хильдегарды Бингенской, жившей в XII веке, и на протяжении многих веков женщины вносили свой вклад в развитие музыки, однако их творчество часто упускали из виду. К Международному женскому дню мы решили провести опрос среди представительниц прекрасного пола в композиторской профессии. Каждой было предложено заполнить короткую анкету.

Ольга Бочихина,
(Москва)

Композитор или композиторка – как вы предпочитаете, чтобы вас называли?

Мне в последнее время слово художник нравится больше. Несмотря на общеупотребимое слово «художница», я бы предпочла «художник». То же самое и с композиторкой/авторкой/доценткой. Вот стоматологи/врачи/воспитатели как-то заранее избавлены от этих морфологических проблем.

Какие условия вам необходимы для реализации самого смелого творческого замысла?

Смелость и деньги.

Ощущаете ли вы гендерный дисбаланс в профессии? 

Ощущаю, но мне всегда нравилось играть в песочнице с мальчиками с самого детского сада. Скорее я с огромным любопытством и уважением наблюдаю за теми, кто этот дисбаланс сокращает. Чаще всего это немыслимое сочетание хрупкости и колоссальной силы.

Кого из женщин-композиторов прошлого вы бы отметили особо?

Я бы отметила их анонимность, их способность исчезать и оставаться незаметными, без лица, без известности.

Поддерживаете ли вы инициативы сугубо «женских» абонементов или фестивалей, которые активно продвигаются в европейском музыкальном пространстве?

Думаю эти перекосы вынужденные, чтобы артикулировать недостачу в пронзительности голоса. Поддерживаю, да, но есть в них иногда какая-то искусственность, а хотелось бы – пронзительности.

Каковы ваши амбиции в профессии?

Мыслить масштабнее, раскачивать мир идей, видеть смыслы, состояться и чтобы «дзынькало».

Елена Вайнберг,
 (Москва)

Композитор или композиторка – как вы предпочитаете, чтобы вас называли? 

Композитор. Пока «композиторка» кажется несколько надуманным неологизмом. Хотя замечаю за собой, что стала сама говорить «композиторка», «режиссерка». Видно, эта тенденция настолько сильная, что по итогу приведет к изменениям в официальном языке.

Какие условия вам необходимы для реализации самого смелого творческого замысла? 

Иметь деньги на то, чтобы обеспечивать себя хотя бы самым необходимым, пока реализую этот замысел. Иметь агента (куратора, менеджера), который решал бы организаторские вопросы. Иметь ресурсы технического порядка, возможность аренды помещения. Это основное.

Ощущаете ли вы гендерный дисбаланс в профессии? 

Он, само собой, есть; не понимаю, как этого можно не ощущать. Но для меня в данный момент большее значение имеет дисбаланс между композиторами, имеющими талант к самопиару, и композиторами без него. Без системы кураторства талантливые композиторы («композиторки»), чье воспитание и характер не позволяют им протаскивать свои идеи во всевозможные инстанции, не имеют ни малейшего шанса занять то же положение, что занимают те, которые легко идут на контакт.

Кого из женщин-композиторов прошлого вы бы отметили особо? 

В прошлом не так много женщин-композиторов, чтобы кого-то из них выделять особо. Из нынеживущих – Кайя Саариахо. Мне близка ее творческая эстетика, и в целом она меня восхищает.

Поддерживаете ли вы инициативы сугубо «женских» абонементов или фестивалей, которые активно продвигаются в европейском музыкальном пространстве?

Да, безусловно. Чем больше, тем лучше.

Каковы ваши амбиции в профессии?

Амбиции большие. Оперу хотелось бы сделать для Европы или Америки, например. Другое дело, что отсутствие ресурсов на осуществление таких грандиозных планов практически сводит на нет все амбициозные планы.

Ольга Викторова ,
(Екатеринбург)

Композитор или композиторка – как вы предпочитаете, чтобы вас называли?

Композитор.

Какие условия вам необходимы для реализации самого смелого творческого замысла?

Заказ, коллектив и точное описание проекта, для которого создается произведение, сроки исполнения.

Ощущаете ли вы гендерный дисбаланс в профессии?

На мой взгляд, это присутствует в любой сфере деятельности человека, поскольку разнится сама природа мужчины и женщины.

Кого из женщин-композиторов прошлого вы бы отметили особо?

У меня нет особых привязанностей ни к женщинам, ни к мужчинам прошлого.

Поддерживаете ли вы инициативы сугубо «женских» абонементов или фестивалей, которые активно продвигаются в европейском музыкальном пространстве?

Не поддерживаю.

Каковы ваши амбиции в профессии?

Тут не хватает строки: маленькие – средние – большие. И под ней: нужное подчеркнуть.

Вера Иванова,
(США)

Композитор или композиторка – как вы предпочитаете, чтобы вас называли?

Есть множество профессий, которые обозначаются словами мужского рода, и в обществе уже давно есть понимание, что специалисты обоих полов представляют эту профессию (например, врач), а попытки присоединения женского окончания часто придают слову сравнительный характер («врачиха») и не используются в обращении к специалисту женского пола. Слово «композиторка» звучит непривычно, и, мне кажется, нужно либо искать более удачное обозначение композитора женского пола, либо по-прежнему использовать слово «композитор» в обозначении и в обращении к композиторам всех полов. Удачное новое слово или словосочетание в обозначении новой профессии или женщин в профессии – это то, с которым вы сможете обратиться к этому человеку, не стесняясь и не боясь быть неправильно понятым или задеть чьи-либо чувства.

Какие условия вам необходимы для реализации самого смелого творческого замысла?

Я считаю, что самое главное для композитора – это нахождение в творческой среде, соответствующей его или ее замыслу. Без творческой среды, поддержки соратников, профессиональных музыкантов любой замысел сложно воплотить в жизнь. Другой фактор – это время. Если композитор вынужден зарабатывать на жизнь совместной профессией или даже профессией из другой области, то это отнимает драгоценное время, необходимое для осуществления крупного замысла. Отсюда вытекает третье – финансирование замысла, которое просто необходимо для воплощения проекта на профессиональном уровне.

Ощущаете ли вы гендерный дисбаланс в профессии? 

В данный момент на Западе баланс начинает выравниваться, появилось значительно больше композиторов-женщин, музыку которых исполняют на крупных фестивалях, заказывают, издают и исполняют. Тем не менее статистически баланса нет, но композиторы-женщины стали заметными и даже значительными фигурами в современной музыке, что гораздо важнее математической статистики. Гендерный дисбаланс сильнее ощущается в странах, придерживающихся традиционных взглядов на роль женщины в обществе и градируется в соответствии с консервативностью общества.

Кого из женщин-композиторов прошлого вы бы отметили особо?

Не уходя далеко в прошлое, хотелось бы отметить несколько женщин-композиторов, которые, как мне кажется, могут послужить примером для начинающих композиторов обоих полов.

Лили и Надя Буланже. Яркий талант Лили, преждевременно ушедшей из жизни, сразу получил профессиональное признание, тогда как Надя воспитала бессчетное количество самых разноплановых композиторов, получивших мировое признание.

Ребекка Кларк – альтист и композитор, для допуска своего сочинения на композиторский конкурс взяла мужской псевдоним и выиграла его, тем самым доказав, что творчество женщин равноценно творчеству мужчин в принципе.

Галина Уствольская – ее музыка оригинальна и без стеснения говорит о времени, в котором она жила, со всей прямотой.

Поддерживаете ли вы инициативы сугубо «женских» абонементов или фестивалей, которые активно продвигаются в европейском музыкальном пространстве?

Это интересный вопрос, на которого нет однозначного ответа. С моей точки зрения, в какой-то момент и на каком-то этапе «женские» фестивали нужны, чтобы побороть отсутствие восприятия профессионализма женщин в традиционно мужских профессиях. Они привлекают внимание к существованию дисбаланса и, таким образом, влияют на развитие инклюзивности в искусстве. Если общество находится на стадии, где существует понимание, что композитор-женщина не является «исключением, подтверждающим правило», то необходимость «женских» фестивалей просто отпадает, что сейчас, как мне кажется, уже происходит на Западе.

Каковы ваши амбиции в профессии?

Так как в данный момент традиционные институции и традиционные оценки об успехе художника сильно меняются, то называть какую-то конкретную цель, которая раньше придавала вес художнику, не имеет смысла. Мои амбиции абсолютно творческие. Выражаясь простым языком, создавать музыку, которую будут исполнять и слушать. Создавать музыку, которая расширяет сознание слушателя и затрагивает его эмоционально, остается в памяти и в сердце.

Валерия Кухта,
(Санкт-Петербург)

Композитор или композиторка – как вы предпочитаете, чтобы вас называли?

Только композитор. Композиторка звучит фамильярно.

Какие условия вам необходимы для реализации самого смелого творческого замысла?

Во-первых, чтобы я полностью была свободна от финансового вопроса реализации. Во-вторых,нужны люди, готовые способствовать его реализации – исполнять, организовывать процесс, продвигать. И в-третьих, место, где все это будет происходить. Я до сих пор не могу начать сочинять оперу для детского хора, о чем мечтаю уже несколько лет, потому что непонятно, что с ней делать, когда она будет написана, кому ее нести, чтобы она прозвучала…

Ощущаете ли вы гендерный дисбаланс в профессии?

Реально успешных женщин-композиторов – единицы. Это дисбаланс.

Кого из женщин-композиторов прошлого вы бы отметили особо?

Поддерживаете ли вы инициативы сугубо «женских» абонементов или фестивалей, которые активно продвигаются в европейском музыкальном пространстве?

Не особо. Считаю более продуктивной практикой добавлять побольше женских имен в обычные топовые фестивали.

Каковы ваши амбиции в профессии?

Мечтаю жить только написанием музыки на заказ.

Александра Филоненко,
(Германия)

Композитор или композиторка – как вы предпочитаете, чтобы вас называли?

Я предпочитаю, чтобы меня называли композитором. В художественных профессиях, конечно, есть окончания, относящиеся к гендерной принадлежности – писательница, художница. Но мне кажется, что в отношении моей профессии не стоит делать разделение и правильнее говорить «композитор». Это звучит гордо.

Какие условия вам необходимы для реализации самого смелого творческого замысла?

Мне важны несколько факторов. Первый: отстранение от ежедневной суеты, бытовых проблем, уединение и посвящение времени искусству.  Второй: контакт с музыкантами, которые готовы к реализации моего смелого творческого замысла. Третий: параметры зала, где будет исполнено мое сочинение и, возможно, еще ситуация. Иногда ты пишешь пьесу, и она ждет своего часа. Есть сочинение, которое я мечтаю написать уже несколько лет. Оно будет смелым и новаторским, как мне кажется, и я жду своего дирижера, музыкантов и подходящий вариант места, где все это произойдет.

Ощущаете ли вы гендерный дисбаланс в профессии?

Можно сказать, да, хотя по уровню музыки наметился перевес в сторону  женщин-композиторов. То, что мужчин-композиторов исполняют чаще, – такая картина еще наблюдается. Если посмотреть на программы концертов и фестивалей, то гендерный баланс до сих пор заметен, однако что касается качества, живости, свежести, оригинальности идей, то в последнее время женщины могут дать мужчинам фору.

Кого из женщин-композиторов прошлого вы бы отметили особо?

Парадоксальным образом это композиторы, которые являлись женами известных мужчин-композиторов: Альма Малер, Клара Шуман и Фанни Гензель.  Насколько их творчество ярче или интереснее – я уклонюсь от этого вопроса, но из троих более самостоятельной, на мой взгляд, была Клара Шуман, хотя ее фортепианное творчество сильно корреспондирует с музыкой ее супруга, точно так же, как вокальная музыка Альмы Малер перекликается с вокальными пьесами Густава Малера.

Поддерживаете ли вы инициативы сугубо «женских» абонементов или фестивалей, которые активно продвигаются в европейском музыкальном пространстве?

Я не сторонник разделять композиторское искусство на женское и мужское. Есть музыка хорошая, а есть плохая, и здесь скорее стоит говорить об этом. Естественно, гендерное разделение на фестивалях дает больше возможностей для популяризации женщин-композиторов – это можно трактовать как благо, но я за равенство, уровень, яркость, самобытность, индивидуальность языка, в независимости от гендера. Это палка о двух концах. Поэтому я выступаю за абонементы и фестивали с хорошей, качественной музыкой. А то, что женские абонементы существуют, – это замечательно, может, для кого-то это шанс быть исполненным. Я же предпочла бы, чтобы моя музыка не звучала только лишь в подобных абонементах.

Каковы ваши амбиции в профессии?

Я знаю, что пишу сложную, претенциозную музыку, требующую, прежде всего, как высококлассного исполнителя, так и внимательного, открытого, смелого слушателя. Интересующие меня идеи требуют полной отдачи от музыкантов. Точно так же я рассчитываю на открытость, жадность восприятия публики, ее готовность выйти из этой удобной ванны, как говорил Лахенман. С одной стороны, конечно, я хочу, чтобы моя музыка имела отклик, но с другой, это не та музыка, с которой можно приятно провести время в концертном зале и после прослушивания пойти в ресторан, чтобы выпить бокал вина. Я всегда рассказываю историю, пишу пьесы-драмы. Это как пойти в театр и прожить историю на абсолютно немузыкальном уровне.

У меня есть идея, которую я мечтаю реализовать. Для ее воплощения очень важно место и время. Надеюсь когда-нибудь получить на нее заказ, и люди смогут оценить масштаб замысла.

Настасья Хрущева,
 (Санкт-Петербург)

Композитор или композиторка – как вы предпочитаете, чтобы вас называли?

Композитор.

Какие условия вам необходимы для реализации самого смелого творческого замысла?

Карандаш, нотная бумага, возможность выхода на сцену и рояль.

Ощущаете ли вы гендерный дисбаланс в профессии?

Не ощущаю.

Кого из женщин-композиторов прошлого вы бы отметили особо?

Галину Уствольскую, потому что она видела Бога.

Поддерживаете ли вы инициативы сугубо «женских» абонементов или фестивалей, которые активно продвигаются в европейском музыкальном пространстве?

Нет, потому что подобные фестивали (и только они) как раз и стигматизируют женщин-композиторов как некую группу ущербных, которым нужна специальная поддержка.

Каковы ваши амбиции в профессии?

Фавориты конкурса Чайковского Мнение

Фавориты конкурса Чайковского

Редакция журнала «Музыкальная жизнь» обсуждает будущих конкурсантов

Склад, апартаменты, храм Мнение

Склад, апартаменты, храм

В Большом театре состоялась премьера оперы Верди «Луиза Миллер»

РЕНЕССАНС СОВРЕМЕННОСТИ Мнение

РЕНЕССАНС СОВРЕМЕННОСТИ

Зачем современному композитору использовать драматургию и стиль прошлой эпохи?

Снег не знал и падал Мнение

Снег не знал и падал

«Севильский цирюльник»: впечатления через тринадцать лет спустя после премьеры. Взгляд участника «Журналистских читок».