Причащение Малером События

Причащение Малером

В Московской филармонии выступил ГАСО Республики Татарстан

Интересную программу из музыки австро-немецких классиков XVII–XX веков ГАСО РТ под управлением народного артиста России и Республики Татарстан Александра Сладковского сыграл в рамках своего персонального абонемента. Оркестр гордится тем, что он единственный из региональных коллективов, кому предоставлена такая возможность регулярного присутствия в столичной афише. Но их выступления сполна оправдывают доверие руководства Московской филармонии. Вот и третий концерт абонемента продемонстрировал не только серьезность намерений, но и блестящее художественное воплощение.

Симфония № 29 Моцарта стала превосходной увертюрой для этого вечера. Неожиданно было услышать такую легкую, прозрачную интерпретацию и видеть аутентичный моцартовский состав. Дирижер, не впадая в излишний догматизм в том, что касается особых приемов звукоизвлечения или штрихов, продемонстрировал хороший европейский стиль и понимание эстетики венского классицизма.

Моцарт был одним из кумиров Рихарда Штрауса, так что их соседство в программе – вполне логично и концептуально оправданно. Выбранная для выступления в Концертном зале имени Чайковского симфоническая поэма «Дон Жуан» – одно из самых репертуарных сочинений Рихарда Штрауса в силу лаконичного тайминга, яркости и понятности образов. Безусловно, Александру Сладковскому музыка эпохи венского Сецессиона близка своей темпераментностью. Уже первая тема, рисующая всепобедительный образ великого любовника, прозвучала с обжигающим напором. Оркестр показал, как тепло и полнокровно он способен звучать в романтике, не теряя точности фразировки и чувства формы. В поэме есть не только героика, но и чарующие лирические эпизоды – с соло скрипки, гобоя, флейты, создавшие череду «женских образов»: обворожительных и хрупких. Идея симфонической поэмы иная, чем в одноименной опере Моцарта, где героя наказывают высшие силы. У Штрауса Дон Жуан внезапно теряет свою силу, поэтому музыка, достигая пика кульминации, обрывается и звучит тихая кода. Этот момент дирижером был обыгран эффектно, и отсутствие громогласного окончания не снизило градус слушательской оценки и финальных аплодисментов.

В своих интервью Александр Сладковский подчеркивает, что его репертуарная политика направлена на развитие оркестра – на воспитание музыкального вкуса, инструментальной культуры. Каждый сезон выбирается магистральная линия – главный композитор, вокруг и по контрасту с которым формируются остальные программы. В этом сезоне такой доминантой можно назвать Малера. В апреле в Казани ГАСО РТ сыграет несколько симфоний композитора в рамках фестиваля «Рахлинские сезоны», а в качестве пристрелки – в Москве решили исполнить его «Семь песен последних лет».

Приглашение Альбины Шагимуратовой оказалось исключительно удачным выбором. Она не только обладательница выдающегося сопрано, одна из топовых российских певиц, но и перфекционистка, не позволяющая себе снизить планку качества. К Малеру она обратилась примерно год назад, это ее первая серьезная работа –  и сразу попадание «в яблочко». Трагизм, прикрытый гротеском и иронией, ей очень удался, как, впрочем, и экстатическое погружение в идеально-прекрасное состояние – две полярные образные сферы, между которыми Малер постоянно балансирует.

Идея поставить в программу «Семь песен последних лет» возникла как минимум год назад и была обусловлена чисто художественными соображениями. Однако именно сейчас сюжеты песен и музыка Малера оказались необычайно актуальными. Мрачные, даже отчаянные настроения двух первых песен, «Побудки» и «Барабанщика», резонировали с общим эмоциональным состоянием слушателей, встревоженных турбулентностью сегодняшнего мира. Угловатая пластика мелодии, еще больше подчеркнутая Альбиной четкой артикуляцией немецкого текста, передавала наигранную браваду и жесткость этих солдатских историй, а хлесткие ударные, нервные деревяшки и струнные создавали зловещий контекст.

Пять песен на стихи Рюккерта, хотя и появившиеся в счастливый год для композитора (он обрел семейное счастье с красавицей Альмой Шиндлер), – вовсе не о безоблачном покое. Это поиск себя, попытки обретения гармонии. ГАСО РТ замечательно передал всю амплитуду чувств от меланхолии, печали – к  надежде на утешение. Когда голос певицы уходил ввысь, на тишайшее пиано, то оркестр буквально «зависал», находя самые деликатные нюансы, и зал испытывал ощущение погружения в нирвану.

Тандем Альбины Шагимуратовой и Александра Сладковского – это особая история. Музыканты в творческом содружестве с 2004 года, и их тонкая настройка друг на друга дает выдающиеся результаты. Оркестр дополнял, договаривал, комментировал то, о чем пела солистка, но делал это корректно, нигде не «давя», не заглушая вокальную линию. И в то же время в звучании была и мощь, и драматизм, и нежность… Публика сразу же оценила и приняла художественное высказывание музыкантов: аплодисменты вспыхивали уже с середины цикла, так как некоторые особенно восторженные слушатели не могли сдержать эмоции. А в конце, после горячих оваций, на бис прозвучали две песни Рихарда Штрауса: «Сесили» – страстное высказывание, где голос Альбины парил на фоне бушующего оркестрового моря, –  и Morgen! («Завтра!») со знаменитым соло скрипки (его прекрасно сыграла концертмейстер Алина Яконина). Лучезарная безмятежность этой песни завершила концерт на позитивной ноте, внушив надежду, что «красота спасет мир».

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale