Александр Соловьёв: <br>Необходима быстрота реакции на профессиональные вызовы Персона

Александр Соловьёв:
Необходима быстрота реакции на профессиональные вызовы

В рамках XV Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета впервые прошли занятия Дирижерско-хорового департамента.

Необходимость введения такой специализации, наряду с уже ставшими традиционными вокальным, композиторским, инструментальным департаментами, обусловила сама жизнь. В 2020 году, готовя премьеру хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе» Александра Чайковского, директор фестиваля Дмитрий Гринченко увидел изнутри, как обстоят дела в этой профессии. Что для того, чтобы современную музыку было кому исполнять, необходимо вводить новые образовательные стандарты, обучать молодежь, расширяя их кругозор. Он нашел единомышленника в лице руководителя Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза, исполняющего обязанности ректора Академии хорового искусства имени В.С.Попова, художественного руководителя Камерного хора Московской консерватории профессора Александра Соловьёва, подхватившего идею. Он посоветовал пригласить в число кураторов Дирижерско-хорового департамента музыкантов, занимающих форпосты в российском хоровом деле: руководителя гнесинского Ансамбля современной музыки Altro Coro, ректора РАМ имени Гнесиных профессора Александра Рыжинского, худрука Хора студентов и декана факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской консерватории профессора Сергея Екимова и художественного руководителя Муниципального камерного хора «Нижний Новгород» доцента Нижегородской консерватории Ивана Стольникова.

Впечатлениями Александр Соловьёв (АС) поделился с Евгенией Кривицкой (ЕК).

АС Хотел бы в первую очередь вспомнить своего учителя, Бориса Григорьевича Тевлина, давшего важный позитивный месседж: «Юность верит в чудеса». То, что благодаря Юрию Башмету и Дмитрию Гринченко стало возможно проведение Дирижерско-хорового департамента в нынешних реалиях, это действительно чудо. По итогам этого мастер-класса нам приходили отзывы, например, из Новосибирска, от заведующего кафедрой дирижирования Новосибирской консерватории профессора Александра Паримана: «То, что наши ребята испытали, в чем поучаствовали – погружение в нашу профессию, необыкновенную атмосферу, общение и диалог с ведущими мэтрами, – это бомбически! Глаза студентов сияли, спасибо за такой практический мастер-класс». Меньше чем за неделю 12 отобранных слушателей Департамента, представляющих 10 региональных образовательных институций (а среди них представители из Казани, Кемерово, Красноярска, Магнитогорска, Новосибирска, Самары, Саратова, Республики Бурятии, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга), получили в Сочи универсальный багаж практических знаний и умений, необходимых для успешного современного хормейстера. Нам удалось выстроить программу, состоящую из индивидуальных уроков по дирижированию с каждым из руководителей в сопровождении двух концертмейстеров, репетиционных занятий с базовым хоровым коллективом – Камерным хором «Нижний Новгород», участия в концертной программе в качестве дирижера, а также пения в сводном хоре хоровой оперы А.Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе».

ЕК На примере каких произведений проходили эти занятия?

АС Был предложен список из 25 партитур – в основном современных отечественных и зарубежных авторов наших дней, среди которых Родион Щедрин, Александр Чайковский, Леонид Десятников, Ефрем Подгайц, Кузьма Бодров, Пётр Корягин Витаутас Мишкинис, Арво Пярт, Кшиштоф Пендерецкий, Джон Тавенер, Эрик Уитакер, Екаб Янчевскис, а также Сергей Екимов, который, принимая участие в мастер-классе, сам мог дать советы по исполнению своей музыки. Такая возможность пообщаться с «живым» композитором и услышать авторскую трактовку, несомненно, особо ценна.

На своих уроках я просил не только продирижировать заранее выученные опусы, но и что-то из этого списка прочесть с листа, чтобы увидеть, насколько участники готовы к интерпретации этой достаточно сложной музыки. При этом репертуарный лист складывался из практических возможностей базового коллектива – Муниципального хора «Нижний Новгород», с которым участники на втором этапе имели возможность поработать. Они получили две полноценные репетиции с профессиональным концертирующим хором, что для начинающих дирижеров крайне важно. Формат репетиционной творческой лаборатории сопровождался доброжелательными комментариями и советами всех четырех кураторов.

Кстати, организаторы поставили условие, чтобы в число участников не входили ученики руководителей мастер-классов и даже города, в которых базируются представляющие их организации, тем самым иллюстрируя абсолютное отсутствие ангажированности. Фокус был максимально нацелен на поддержку регионов. Мы сделали одно исключение, пригласив студентку из Санкт-Петербургского института культуры. И не ошиблись, ибо она порадовала достойным уровнем подготовки, выбрав самую сложную партитуру из списка и успешно продирижировав ее на концерте, закономерно приняв овации зала.

ЕК Занятия Департамента завершились в необычном месте – на Морском вокзале. Эту локацию в нынешнем году активно использовали для фестивальных проектов.

АС Да, там состоялся заключительный гала-концерт по итогам прошедших занятий в Департаменте. Из пройденного за эти дни мы выбрали сочинения, наиболее соответствующие уровню подготовки наших участников. Огромная благодарность маэстро Ивану Стольникову и Муниципальному хору «Нижний Новгород», оперативно откликнувшимся и творчески сопереживавшим молодым музыкантам. Добавлю, что концертная программа включала и дирижерское выступление всех руководителей вместе со своими воспитанниками, и в этом, на мой взгляд, еще одна важная образовательная и просветительская миссия наставников.

ЕК Образовательная часть была дополнена еще и интеграцией в хоровую оперу «Сказ о Борисе и Глебе», вновь с успехом показанную в Зимнем театре.

АС Участникам Департамента посчастливилось органично влиться в сводный хор, где они смогли ощутить артистическое погружение в масштабное театральное действо, тем самым использовав на 100 процентов шанс проявить себя с совершенно разных сторон. А мы, как на рентгене, смогли удостовериться, насколько они готовы к современным реалиям –  уметь оперативно реагировать на самые сложные профессиональные вызовы. Сейчас необходима быстрота реакции и готовность сразу «окунуться» в предлагаемый проект.

ЕК Как оцените итоги?

АС Считаю, что все участники справились с поставленными задачами. Мастер-класс дал творческий импульс, который, уверен, позволит этим молодым музыкантам почувствовать уверенность в себе и в дальнейшем претендовать на определенные позиции в хоровом искусстве. Отмечу, что практическая реализация Дирижерско-хорового департамента во многом связана с целевыми установками, озвученными на Конференции Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза, на которой в ноябре прошлого года мы поставили амбициозную задачу провести в рамках Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета такую творческую лабораторию, где новому поколению «Хормейстеров XXI века» представится шанс заявить о себе и протестировать собственный уровень профессиональных компетенций. Ожидаем возможности продолжения и развития деятельности Департамента и следим за успехами наших воспитанников!

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить Персона

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить