“Крупные лейблы больше ничего не значат” События

“Крупные лейблы больше ничего не значат”

1 апреля в Лейпциге состоится церемония награждения премии ICMA

Объявлены лауреаты Международной премии в области академической музыки – International Classical Music Awards (ICMA), в жюри которой входят представители 16 музыкальных СМИ из Турции, Финляндии, Бельгии, Германии, Венгрии, Австрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Люксембурга, Франции, Испании, России. Из более чем 300 аудио- и видеозаписей жюри выбрало 17, отмеченных премией ICMA в 16 категориях. По традиции, вручены также 9 специальных призов, рассмотреть которые во многом даже интереснее, чем основной список награжденных: по мнению жюри, это лучшие из лучших, составляющие славу мировой музыки вчера, сегодня, завтра. Среди лауреатов – всемирно известный финский бас Матти Салминен, не менее знаменитая немецкая альтистка Табеа Циммерман, шведская фирма BIS, в условиях многолетнего кризиса мировой звукозаписи выпускающая не менее пяти новых релизов в месяц, а также международный лейбл Naxos, на наших глазах превратившийся из производителя «бюджетной» продукции в крупнейшего дистрибьютора классической звукозаписи.

Премию «За жизненные достижения» получил финский бас Матти Салминен; в прошлые годы ее также были удостоены Фелисити Лотт, Дмитрий Китаенко, Шарль Дютуа, Кшиштоф Пендерецкий и другие. Он на сцене более 40 лет; славу ему принесли партии в операх Вагнера (любимой ролью он называет Короля Марка), в частности в знаменитой постановке «Кольца нибелунга» Патриса Шеро и Пьера Булеза. Впрочем, он поет и Моцарта, и Вебера, и Верди, и Мусоргского, и новую музыку. Хотя ему за 70, он известен как сторонник «режиссерской оперы», приветствуя самые смелые поиски в этой области. «С режиссерами у нас что-то вроде взаимной любви–ненависти, – рассказывает он. – Я не всегда с ними согласен, а порой и совсем нет. Однако меня неизменно окрыляет возможность увидеть знакомые оперы по-новому. Это настоящая радость, и режиссерская фантазия необыкновенно обогащает мою жизнь на сцене». Среди недавних работ маэстро – Рокко в новой постановке «Фиделио» под управлением Даниэля Баренбойма. Салминен также неоднократно исполнял заглавные партии в новых операх своих соотечественников, таких как «Король Лир» Саллинена и «Распутин» Раутаваары.

Титула «Исполнитель года» ICMA удостоена альтистка Табеа Циммерман; среди лауреатов прежних лет – тромбонист и дирижер Кристиан Линдберг, скрипачи Кристиан Тецлафф и Каролин Видман, дирижер Эса-Пекка Салонен. Несколько лет назад она играла в Москве Альтовый концерт Уолтона, хотя известна в первую очередь как исполнительница современной музыки; на ее счету – несколько десятков премьер, в том числе сочинения Хайнца Холлигера, Вольфганга Рима, Йорга Видмана, Брюно Мантовани, Салли Бимиш, Матиаса Пинчера, Александра Гёра. В 1994 году Циммерман впервые сыграла Сонату для альта соло Лигети, которую по-прежнему считает недостижимой вершиной современного альтового репертуара, с ужасом вспоминая, что на подготовку премьеры у нее было всего шесть недель.

«Лейблом года» названа шведская фирма BIS, с момента основания в 1973 году выпустившая около двух тысяч дисков, из которых до сих пор купить можно любой: BIS – единственный среди крупнейших мировых лейблов, в актуальном каталоге которого доступно каждое из выпущенных названий. Среди крупнейших достижений BIS – полные собрания сочинений Сибелиуса (включая премьерную запись ранней версии Скрипичного концерта) и Шнитке, а также цикл кантат Баха, записанный ансамблем Bach Collegium Japan под управлением Масааки Судзуки. Основатель и бессменный руководитель BIS, Роберт фон Бар, рассказывает о том, как его первая жена, флейтистка Гунилла фон Бар, искала лейбл для того, чтобы выпустить дебютный альбом, и оказалось проще основать новую фирму, чем предложить запись молодой дебютантки крупной компании. Теперь среди постоянных артистов BIS – вторая жена фон Бара, Шарон Безали, также флейтистка, и ей посвящают новые сочинения крупнейшие современные композиторы, от Софии Губайдулиной до Калеви Ахо.

За «Особые достижения» награждена еще одна фирма, Naxos, во главе с ее основателем и продюсером Клаусом Хейманом. Она едва ли нуждается в представлении, напомню лишь слова выдающегося дирижера Леонарда Слаткина из интервью, данного в Москве 4 года назад: «Крупные лейблы больше ничего не значат. У Naxos же великолепно налажено распространение по всему миру. И если я делаю запись, то знаю, что 25-30 тысяч копий будет продано. Naxos выигрывает и с точки зрения доступности цен. А главное, они дают артистам возможность выбирать репертуар самим! Например, я хочу записать Копланда или Дютийе. Ни Deutsche Grammophon, ни Sony за это не взялись бы, и я счастлив делать это для Naxos. Сегодня именно они – крупнейший мировой лейбл. Для них же мы записали “Песни невинности и опыта” американского композитора Уильяма Болкома – масштабный опус, длиннее симфоний Малера! Кто бы взялся за это из крупных фирм? Они сразу сказали бы, что теряют на этом много денег. А наша запись получила четыре “Грэмми” и продавалась на удивление хорошо».

В категории «Лучшие молодые исполнители года» отмечены немецко-итальянская пианистка Софи Пачини и французская певица Эльза Драйсиг. Год назад Драйсиг стала победительницей конкурса «Опералия» Пласидо Доминго, тогда же «Молодой артисткой года» ее назвал авторитетный журнал Opernwelt. Этому предшествовал ряд побед на международных конкурсах, а в прошлом сезоне она стала артисткой студии при Берлинской Штаатсопер, где вскоре исполнила центральные партии в операх Моцарта, Глюка, Мартину. Со следующего сезона она принята в труппу Берлинской Штаатсопер, где ее ждут новые роли.

Немало лауреатских званий и у Софи Пачини, начавшей побеждать на конкурсах еще в 2002 году и выпустившей первый CD еще 5 лет назад. В 2010 году она была гостем фестиваля Марты Аргерих в Лугано, два года спустя выступала на Рурском фортепианном фестивале. Летом она дебютирует на Зальцбургском фестивале.

Награду «Открытие года» получил 15-летний немецкий пианист Роберт Нойман, студент Фрайбургской академии музыки. Российской публике он известен по выступлению на фестивале «Москва встречает друзей».

Среди аудио- и видеодисков, отмеченных наградой, следует выделить программу барочной вокальной музыки, записанную Анной Прохазкой в сопровождении ансамбля Il Giardino Armonico и неутомимого Джованни Антонини (попутно записывающего полный цикл симфоний Гайдна). В этой же категории отмечена и запись «Страстей по Иоанну» Баха под управлением Рене Якобса.
«Лучшая оперная запись» – «Коперник» Клода Вивье, написанная около 40 лет назад.

«Лучшая сольная инструментальная запись» – «Времена года» Чайковского в исполнении Елены Башкировой. Каролин Видман, один из «Артистов года» ICMA прошлых лет, награждена за запись скрипичных концертов Шумана и Мендельсона с Камерным оркестром Европы.

«Лучшая оркестровая запись» – последний концерт Клаудио Аббадо, под управлением которого «берлинские филармоники» играли Мендельсона и Берлиоза. Среди награжденных – трубач Габор Болдоцки с концертами ХХ века для трубы с оркестром, виолончелист Готье Капюсон с Концертом Лютославского, а также цюрихская постановка «Воццека» под управлением Фабио Луизи и документальный фильм о Леонарде Бернстайне.

За «Особые достижения» награждены также лейпцигский оркестр Гевандхаус, тем более не нуждающийся в представлении, и коллектив Ensemble Esperanza из Лихтенштейна. Игру молодого ансамбля, равно как и легендарного оркестра, можно услышать 1 апреля на гала-концерте в честь вручения премии ICMA. Гала-концерт из зала Гевандхаус будет транслироваться Европейским радиовещательным союзом.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди