Слыхали ль вы за рощей глас ночной? События

Слыхали ль вы за рощей глас ночной?

Владиславс Наставшевс исполнил «Лирические сцены» в «ГЭС-2»

«Лирические сцены», но не опера Петра Ильича Чайковского. Березовая роща за окном, но не «Евгений Онегин». Что это? Правильно, концерт Владиславса Наставшевса в «ГЭС-2». В начале апреля режиссер поставил «Онегина» в Пермском театре оперы и балета, а теперь вернулся в Москву, чтобы выступить в качестве певца и композитора.

«Лирические сцены» Наставшевса вошли в музыкальную серию работ проекта «Настройки», который продлится в «ГЭС-2» до 15 мая. В начале марта «ГЭС-2» осиротел и остался без инсталляций Рагнара Кьяртанссона, выставок и многих публичных программ. Поэтому «Настройки» в какой-то мере призваны восполнить угасший масштаб этого огромного выставочного пространства.

Ядро «Настроек» – звуковые инсталляции современных композиторов Эдуарда Артемьева, Владимира Раннева, Олега Гудачёва, Дарьи Звездиной, Дмитрия Власика и Вангелино Курентзиса, неожиданно причисленного музыкальным куратором «Настроек» Дмитрием Ренанским к лику современных авангардистов. Каждый из авторов работал с архитектурным пространством, будь то подземная парковка, березовая роща, отдельные залы или центральный проспект «ГЭС-2». Озвучивается всё это особенным образом: помимо шумов, эха или электронных семплов в инсталляциях записаны оркестр musicAeterna во главе с Теодором Курентзисом и вокальный ансамбль N’Caged под управлением Арины Зверевой.

Есть в «Настройках» музыкальная программа. Она предлагает слушателю максимально разнообразный опыт: российская премьера «Мессы» Алексея Сысоева, концерт ансамбля Questa Musica с дирижером Филиппом Чижевским, сольная программа пианиста Алексея Любимова, выступление Московского ансамбля современной музыки «Все станет тишиной» и концерт-перформанс Владиславса Наставшевса.

Наставшевс как певец и композитор известен своими неординарными проектами – достаточно вспомнить синти-поп-альбом «Опять нам будет сладко» на стихи поэтов Серебряного века или перформативные концерты в Новом пространстве Театра Наций. Заявленный в анонсе концерт-перформанс «на стыке сольного концерта и моноспектакля» (цитата с сайта «ГЭС-2») обернулся банальным форматом песен под рояль. Любопытно, что за день до этого, во время онлайн-трансляции сольного концерта пианиста Алексея Любимова,куратор Дмитрий Ренанский сравнил «Настройки» со спа-центром: есть и хамам, и финская сауна, а есть и место, где могут окатить холодной водой из бочки. «Лирические сцены», по-видимому, сыграли роль такого ледяного душа в музыкальной программе «Настроек».

Открыла концерт версия песни «Дорогие мои москвичи». Томное меланхоличное исполнение, нежный фальцет, минорные гармонии задали тон всему последующему действу. Остальные песни были авторские: Наставшевс спел композиции на стихи латвийского друга-поэта Семена Ханина (правда, композитор предпочел его со сцены не называть), а также песни на стихи Михаила Кузмина и Арсения Тарковского. Кульминация – «Я изнемог» на стихи Кузмина. Это хит с альбома Наставшевса, во многом он известен как саундтрек к сериалу «Псих» Фёдора Бондарчука с Константином Богомоловым в главной роли. Но если в синти-поп-альбоме Наставшевса эта композиция звучит свежо и сочно благодаря аранжировке и электронике композитора Ивана Лубенникова, то на концерте остались лишь дистиллированная фортепианная гармония и нудноватый сплин.

Концерт Владиславса Наставшевса – тотальная меланхолия. Да и до бодрых песен ли сейчас? Как и в пандемическом онлайн-концерте «Песни изоляции», музыкант вновь транслирует нам: «Единственное, что я могу гарантировать сегодня вечером, это полнейшую меланхолию, грусть и неуверенность в завтрашнем дне». Вот и остается смотреть на березовую рощу сквозь мутноватое стекло и слушать песни, полные тоски.

Акустическую выставку «Настройки» в «ГЭС-2» дополнит новая концертная программа

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди