События

Концерт для повара с оркестром

Концерт для повара с оркестром

Пятый фестиваль завершился новейшим сочинением «Диалог: Я и Ты» Софии Губайдулиной, по этому поводу прибывшей в Новосибирск. Мировая премьера с Вадимом Репиным – фирменный знак Транссиба: на первом и втором фестивалях звучали новые концерты Беньямина Юсупова и Леры Ауэрбах, на третьем – саундтрек для скрипки с оркестром, написанный Афродитой Райкопулу к немому фильму «Любовь». Премьера прошлого фестиваля, концерт Dreamdancers для трубы-пикколо, флюгельгорна и оркестра Энйотта Шнайдера, впервые не была связана со скрипкой.

Буквально в тот же день, когда она состоялась, Вадим рассказывал о предстоящей премьере нынешнего, пятого форума: речь шла о концерте Shadow Walker для двух скрипок с оркестром Марка-Энтони Тёрнеджа, написанном для Репина и Дэниела Хоупа. Наряду с филармониями Эссена и Стамбула, Транссибирский Арт-Фестиваль – один из официальных заказчиков сочинения, которое здесь так ждали в этом году.

К сожалению, графики двух скрипачей не совпали, и Россия пока не услышала концерт, прозвучавший уже в пяти странах. Однако нет худа без добра: София Губайдулина (на фото), которую Репин давно просил о сочинении для фестиваля, написала новый скрипичный концерт. Первым считается уже ставший классикой Offertorium, кстати, имеющийся и в репертуаре Вадима; вторым – In tempus praesens, но за год до него Губайдулиной была создана «Лира Орфея» для скрипки, струнных и ударных, и «Диалог…» – уже четвертый в этом ряду. Произведение посвящено Репину и Андресу Мустонену, приехавшему продирижировать премьерой; полтора года назад под его управлением в Таллине и Дрездене впервые звучала грандиозная оратория Губайдулиной «О любви и ненависти», одна из частей которой и легла в основу нового сочинения.

Концерт-закрытие начался с пьесы Губайдулиной для оркестра и органа «Всадник на белом коне»; «Диалог…» замкнул арку, остальную часть программы заняли Шуман и Шуберт. Фортепианный концерт Шумана в равнодушном исполнении японца Юкио Йокоямы выглядел знаком уважения Транссиба к родине пианиста, c позапрошлого года ставшей частью фестивальной карты, и не более того. «Неоконченная» симфония Шуберта звучала уместнее, хотя темпы первой части были так медленны, как только можно себе представить. В оркестре же одних только первых скрипок было шесть пультов, тогда как «Неоконченную» сегодня великолепно играют и камерные коллективы, будь то наша Musica Viva с Александром Рудиным или Camerata Salzburg с Кентом Нагано, добрым гением Транссиба. Во второй части оркестр вздохнул свободнее, и в целом Шуберт оказался кстати рядом с Губайдулиной, хотя она обычно и против соединения своей музыки с романтической.

Отчасти романтическим показался и «Диалог…». Притом что Offertorium в позапрошлогоднем исполнении Репина звучал подчеркнуто антиромантично, воплощенная в новом сочинении идея диалога скрипача и очень большого оркестра, отзывающегося на его реплики, выглядит романтически вполне. Другое дело, что идея разрушения темы и рождения новой, на которой основан Offertorium, не только слышна невооруженным ухом, но и живет в непрерывном развитии. В новом же сочинении диалог зафиксирован как некое стабильное состояние, где слух цепляют то гром большого барабана, то звон колоколов, то разговор скрипки с челестой, то единственный на всю пьесу мажорный аккорд, то рвущий душу дуэт арф, то минорная кульминация. Но это очень завораживающее состояние, в которое невозможно не втянуться.

Другими премьерами фестиваля, а их в этом году целых пять, стали сочинения Koberia для двух скрипок и камерного оркестра Алексея Игудесмана, «Концерт для повара с оркестром» Михаила Крутика, iGeneration Даниэля Шнидера и Скрипичный концерт Андрея Молчанова. У любого сочинения, исполненного в первый раз, сегодня остро стоит вопрос второго исполнения; станут ли репертуарными эти опусы – покажет время, но по поводу некоторых есть сомнения. По крайней мере, насчет концерта Молчанова, который под управлением Томаса Зандерлинга сыграл Антон Бараховский. Замечательный скрипач, концертмейстер оркестра Баварского радио, воспитанник Матвея Либермана, он сделал все, что мог, однако такой концерт мог быть написан и пятьдесят лет назад. Тем выше значение мировой премьеры нового сочинения Губайдулиной – события международного уровня.

Илья Овчинников

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады