Ада Айнбиндер: Семья принимала Чайковского абсолютно Персона

Ада Айнбиндер: Семья принимала Чайковского абсолютно

7 мая исполняется 182 года со дня рождения композитора

Седьмого мая, в день рождения Петра Ильича Чайковского, в Музее-заповеднике в Клину всегда происходит нечто особенное. На этот раз с десяти утра и до позднего вечера – приношение Чайковскому нон-стоп: исполнение его произведений на мемориальном рояле, экскурсии, мастер-классы и игровые программы для детей, вечерний концерт ГАСО («Неоконченная» симфония Шуберта, Второй фортепианный концерт Чайковского, солистка Ольга Иваненко, дирижер Арсентий Ткаченко). Ну и еще одно важное событие, с обсуждения которого и начался разговор Ольги Русановой (ОР) с заведующей отделом рукописных и печатных источников музея Адой Айнбиндер (АА), – презентация очередного тома Академического полного собрания сочинений П. И. Чайковского «Всенощное бдение».

ОР Это какой по счету том и сколько еще впереди?

АА Впереди у нас еще огромная работа – всего будет более 120 томов, Чайковский же оставил огромное наследие. А по счету это 13-й том. Работа над ним совпала с пандемией, и для всех нас, прежде всего, для научного редактора этого тома – профессора Московской консерватории Натальи Плотниковой, – это большая победа и важное событие.

 

ОР А в эти 120 томов входят только музыкальные произведения или статьи и письма тоже?

АА Задача АПСС как раз состоит в публикации всего наследия композитора: музыкального и литературного, а также переписки, включая и встречные письма к Чайковскому.

Семья Чайковских

ОР Давайте теперь перейдем к другому важному грядущему событию – вашей книге о Чайковском. Насколько я знаю, вы сейчас завершаете работу над его биографией, которая должна вскоре выйти в серии «Жизнь замечательных людей». Событие более чем ожидаемое, потому что, с одной стороны, вроде бы все известно и о его творчестве, и о его жизни… Однако именно вы – как хранитель его наследия в главном архиве композитора в Клину – наверняка знаете что-то такое, о чем мир еще не подозревает. Что нового, эксклюзивного вы внесете в эту книгу?

АА В процессе работы, которая длилась довольно долго, в какой-то момент я поняла, что мне самой еще надо многое открыть. Этот процесс познания бесконечен. Каждая эпоха смотрит на Чайковского со своей стороны, и любой относительно новый документ, который раньше казался незначительным, неважным, совершенно иначе открывает то, что, казалось бы, хорошо известно.

В книге всё основано, естественно, на документах. Если говорить об эксклюзиве, то здесь впервые рассматриваются материалы, которые раньше не входили в научный оборот, тем более не были доступны широкой аудитории. В частности, переписка, в том числе встречные письма, которые дополняют и фактологию, и психологическую сторону жизни Чайковского.

ОР А конкретнее?

АА Лично для меня открытием стали письма отца – Ильи Петровича Чайковского, которые в научной литературе не фигурировали, разве что небольшими цитатами. Всего 27 писем – вроде не так много, но они необычайно важны. Письма охватывают период с 1862 (начала учебы в консерватории) до 1878 года (времени жизни в Москве). На эти годы приходится важнейший момент жизни: решение сменить профессию, и меня прежде всего интересовала реакция семьи. Да, они приняли этот шаг. Но это тяжелое принятие для семьи, для отца, который переживал за материальную сторону вопроса – сможет ли Петр Ильич зарабатывать? Даже когда будущий композитор закончил консерваторию, отец ему писал: «Может быть, ты еще вернешься в юриспруденцию?» Семья же ничем ему не могла помочь, потому что Илья Петрович разорился.

Илья Петрович Чайковский

Мы относительно хорошо знаем, какие отношения в семье были в детстве. А что дальше? Дальше, когда матери уже на свете не было, Илья Петрович как-то особо не фигурировал. Между тем из писем Ильи Петровича мы узнаем много важнейших деталей: например, о первых исполнениях произведений Чайковского, о том, какой резонанс они получили среди слушателей. Об этом периоде сохранилось мало отзывов.

ОР А когда состоялось первое исполнение музыки Чайковского, и каковы были отклики?

АА Вообще, первое публичное исполнение произведения Чайковского состоялось на Павловском вокзале в августе 1865 года в день тезоименитства государя-императора и цесаревича. Дирижировал Иоганн Штраус. Автор не присутствовал: судя по всему, он узнал об этом концерте постфактум. Но спустя полгода Илья Петрович в письме сообщает сыну о том, «какой грандиозный успех» имели его «Характерные танцы». При этом он цитирует письмо старшего сына, Николая, который ездил в Петербург и от неизвестных ему людей узнал о «замечательном композиторе Чайковском».

ОР А что за «Характерные танцы»? Это оркестровое сочинение?

АА Да, но, к сожалению, это сочинение не сохранилось. Вообще, в тот вечер Штраус играл огромную программу в трех отделениях, но Чайковский выделялся на общем фоне, запомнился. А ведь тогда он был еще учеником Петербургской консерватории.

ОР В результате ваших исследований что-то новое в нем как в человеке вам открылось?

АА Да, безусловно. Например, интересный момент – помолвка с бельгийской певицей Дезире Арто, которая была старше композитора на пять лет. Хотя инициатива исходила от самого Чайковского, у него оставались сомнения, стоит ли решаться на этот шаг, тем более что мать Арто была против, Петр Ильич ей не нравился. Да и друзья считали, что рядом с известной певицей он похоронит свой талант. И вот он пишет отцу, просит совета. Илья Петрович отвечает огромным письмом, по пунктам разбирая ситуацию. Предлагает следовать принципам, которые царили в семье Чайковских.

ОР Так он советует или нет? И что это за принципы?

АА Он советует еще раз убедиться в намерениях – и в ее, и в собственных. Пишет о том, что жена не должна быть служанкой при муже, а муж не должен быть при ней лакеем. Илья Петрович считал: если их намерения тверды, то он найдет возможность писать, а она – петь. И раз уж Петр Ильич сумел совершить решительный шаг – оставить службу, сменить профессию, раз талант ведет его за собой, то никакая женитьба ему не помешает.

ОР То есть он был мудрым отцом, поддерживал сына во всех его глобальных решениях?

АА Семья принимала его абсолютно. Тут интересен и другой эпизод, когда Петр Ильич сообщает о грядущей женитьбе на Антонине Милюковой. Здесь уже Илья Петрович не дает никаких советов. Напротив, пишет о безграничной радости, надежде на то, что сын сможет обрести собственную семью. Такие вот разные реакции отца на схожие события – истории с Арто (1868) и Милюковой (1877). Но при этом он невероятно сыном гордился и принимал в нем абсолютно все. В этом смысле Петру Ильичу несказанно повезло.

ОР В одном из недавних интервью вы сказали мне, что Чайковский вам как старший брат. А сейчас, когда работа над книгой близится к концу, что-то изменилось? Кем он стал для вас?

АА По-прежнему Чайковский для меня как брат, но он стал еще более близким и родным человеком.