Charlotte Sohy, Compositrice de la Belle Époque</br>La Boîte à Pépites Релизы

Charlotte Sohy, Compositrice de la Belle Époque
La Boîte à Pépites

Ее опусы – французский шик, глубокая эмоция и элегантный баланс в инструментовке. Лейбл La Boîte à Pépites выпустил уникальное трехдисковое издание с музыкой Шарлотт Сои, открыв миру новое композиторское имя.

Ребенок-вундеркинд и дочь промышленника, двоюродная сестра Луи Дюрея из композиторской группы Les Six, верная жена дирижера Марселя Лаби и мать его семи детей, современница Лили и Нади Буланже, стремившаяся к профессионализации женщин-композиторов, – все это о Шарлотт Сои. Родилась в 1887 году, застала премьеру «Пеллеаса» Дебюсси и крушение Belle Époque с началом Первой мировой войны. Была организатором вечеров современной музыки в своей квартире на Rue Greuze, 24 и либреттистом лирической драмы Bérengère, музыку которой сочинил ее муж. Сначала Шарлотт публиковала музыкальные опусы под мужским псевдонимом – все из-за мизогинии французских издателей и институций. Лишь после появления острого и ироничного манифеста Жана Кокто «Петух и Арлекин» произведения Шарлотт постепенно начали обретать подлинное имя на обложке.

Во французских салонах 1910-1920-х музыку Сои исполняли Поль Дюка, Морис Равель и даже сам Габриэль Форе, директор Парижской консерватории. Камерные сочинения Шарлотт нередко играли на музыкальных пятницах в гостиной Маргариты де Сен-Марсо, жены парижского скульптора Рене де Сен-Марсо.

Шарлотт ушла из жизни в 1955 году. Ее мемуары до сих пор не опубликованы. Избранные страницы можно прочесть в комментариях французской исследовательницы Мириам Шимен – в 2007-м она опубликовала «Дневник» Маргариты де Сен-Марсо. А мемуары Шарлотт, как и ее музыка, еще ждут своего исследователя.

В издании Compositrice de la Belle Époque – три диска с оркестровой, камерной, фортепианной и вокальной музыкой Сои. Шарлотт получила крепкое композиторское образование: сначала брала уроки у композитора и дирижера Жоржа Марти, затем занималась в Schola cantorum композицией у Венсана д’Энди, органом у Александра Гильмана и Луи Вьерна. Каталог ее сочинений насчитывает тридцать пять опусов. Это фортепианные и вокальные миниатюры, камерно-инструментальные сочинения вроде трио и струнных квартетов, мессу и католическую духовную музыку, симфонию и симфоническую поэму, лирическую драму L’Esclave Couronnée на основе литературного произведения шведской писательницы Сельмы Лагерлёф.

Наиболее интересен из всех трех дисков тот, где представлены симфонические опусы. Символично, что открытие композиторского имени Шарлотт Сои началось с исполнения Симфонии Grande Guerre в 2019-м. Симфония писалась во время Первой мировой и впервые была исполнена лишь спустя столетие благодаря энтузиазму дирижера Деборы Вальдман. В симфоническом альбоме Charlotte Sohy: Compositrice de la Belle Époque рекомендую послушать цикл для струнного оркестра ‎Histoire sentimentale op. 34. В четырех картинах французский композитор обращается к тонкой звукописи и импрессионистским краскам, сохраняя при этом классические принципы оркестровки и построения симфонической формы – влияние традиций д’Энди и Сен-Санса. Светлой меланхолией проникнуты Chants nostalgiques op. 7. Мягкая лирика этих трех песен для голоса с оркестром, безусловно, принадлежит эпохе fin de siècle. Упоение каждой гармонией, каждым звуком стало возможным благодаря тонкой интерпретации и безупречному исполнению меццо-сопрано Од Экстремо и Национального французского оркестра Avignon-Provence под руководством Деборы Вальдман.

Из камерной музыки Шарлотт Сои заслуживает внимания фортепианное Трио op. 24. Оно наполнено сильным чувством, но в то же время не лишено утонченности и гармоничности в инструментовке. Из сольных фортепианных сочинений выделю страстную и вдохновенную Сонату op. 6, а также Четыре романтические пьесы op. 30 – образец миниатюры в духе ноктюрнов Габриэля Форе и ранних фортепианных опусов Жермен Тайфер.

Начать знакомство со стилем Шарлотт Сои можно с цикла Triptyque champêtre op. 21. Композитор воспевает прелести деревенской жизни – очарование утренним пейзажем, прогулка вдоль реки и деревенский танец на закате солнца в финале триптиха. Мягкие пасторальные краски создает камерный ансамбль, состоящий из флейты, скрипки, альта, виолончели и арфы.

Tryptique champêtre, Op. 21