Сказки будут впереди События

Сказки будут впереди

На Малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац состоялась мировая премьера оперы Владимира Кобекина «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей»

Худрук театра Георгий Исаакян доверил постановку нового произведения маститого композитора молодежной команде. Режиссер Наталья Ефимова год назад окончила факультет музыкального театра Российского института театрального искусства (ГИТИС), где ее педагогом был как раз Исаакян. Художник Денис Сазонов – представитель новой генерации «Лаборатории Крымова», тоже выпускник ГИТИСа. Чуть более длинный послужной список разве что у дирижера Сергея Михеева. Он уже ведет в театре несколько оперных спектаклей, в том числе еще одну оперу Кобекина – «Сказки Андерсена». В непростых условиях Малой сцены, где нет оркестровой ямы, а артисты находятся за спиной дирижера, Сергей Михеев показывает себя уже вполне опытным профессионалом.

Упомянутый выше спектакль «Сказки Андерсена» – ироничный коллаж по мотивам знакомых с детства историй – идет в Детском музыкальном театре с 2011 года. Произведение, положенное в основу новой оперы Кобекина, гораздо менее известно. «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку» была написана одним из наших «забытых классиков» – Дмитрием Маминым-Сибиряком, затерявшимся в великой армаде русской литературы конца XIX – начала XX веков. Словно дистанцируясь от действительно детских «Аленушкиных сказок», писатель назвал свое произведение присказкой. В истории про царя Гороха много взрослых аллюзий, вкрапленных в сюжет с волшебными превращениями.

А композитору, кажется, только того и надо. Тем более, что либреттистом выступает известный пересмешник – драматург из Екатеринбурга Аркадий Застырец, постоянный соавтор Кобекина. Его полупародийный-полусерьезный пересказ «Гамлета» в свое время превратился в оперу «Гамлет датский, или Российская комедия». С тех пор Кобекин и Застырец не раз работали вместе и, кажется, понимают друг друга с полуслова. Оба не боятся экспериментировать: среди их совместных работ не только оперные сочинения, но и музыкальная драма «Белая гвардия», идущая в Свердловском театре музыкальной комедии. Оба имеют вкус к ироничной и даже эксцентричной игре, жонглированию стереотипами.

Начинают действие Шут и Шутиха – как и положено, раешным речитативом. Эта парочка будет сопровождать и комментировать действие, время от времени перевоплощаясь в эпизодических героев и помогая кукольным персонажам – по ходу дела юная аудитория знакомится с самыми разными театральными приемами, от ростовых кукол до видеопроекции. Нужно отдать должное постановщикам спектакля – подобное изобилие не мешает цельности впечатления, архаические и современные приемы органически включены в стихию народного представления.

Сходную «антологическую» манеру избирает и композитор. Взрослые слушатели опознают и традиционное для «высокого стиля» ламенто, и канон, которым оплакивают пропажу дочери царь Горох и царица Луковка, и традиционный для опер Верди маршеобразный хор, и многочисленные приметы неопримитивизма XX столетия. В этом, опять же, нет никакой чересполосицы – разнородные элементы сплавлены в единый узнаваемый кобекинский стиль, основанный на лаконичных попевках-формулах и пульсирующем ритме. Радуя взрослых культурологическими отсылками, спектакль исподволь знакомит с традиционными составляющими оперного жанра будущую публику, сидящую пока на коленях у родителей. Для них это действительно лишь присказка, первый шаг в волшебный мир оперы.

Сцена из спектакля

С шутками и прибаутками Шут и Шутиха (на втором премьерном спектакле эти роли исполняли Михаил Заболотский и Элина Борейко) знакомят нас со славным царем Горохом (Михаил Чесноков), его страной, его женой (в партии царицы Луковки – Наталья Елисеева) и его проблемами. Проблемы как проб­лемы – такие не только при царе Горохе встречаются, а в любые времена. Пора бы повоевать с соседним царем Пантелеем, а то зазнаваться начал. Надо внимательно следить за казной, чтобы туда не залезли приближенные (казна воплощена на сцене в виде большого сундука, откуда, несмотря на все усилия царя, все-таки утекают драгметаллы). Надо бы выдать дочку замуж…

Спектакль исподволь знакомит с традиционными составляющими оперного жанра будущую публику, сидящую пока на коленях у родителей

А вот тут мы вступаем на сказочную почву. Дело в том, что одна из дочерей царя Гороха очень мала ростом – настолько, что мы ее даже не видим. И не успеваем мы с ней познакомиться, Горошинку уносят птицы. Она вернется уже в образе Босоножки, и, не узнанная родителями, поможет им спастись. Партия Горошинки-Босоножки, лиричная и кантиленная, дает исполнительнице хорошую возможность показать себя, и этим шансом сполна воспользовалась Людмила Верескова, ставшая центральной фигурой второго премьерного показа.

Но до этого пройдет немало сценического времени, и перед нами промелькнут еще несколько традиционных сказочных мотивов, от череды женихов, сватающихся к другой дочери Гороха, Кутафье, до появления чудо-богатыря. Сказка-присказка Мамина-Сибиряка балансирует между традиционными фольклорными мотивами и прямыми сатирическими выпадами, спектакль идет по тому же пути. Цари появляются перед нами в коронах и мантиях, под которыми видны кроссовки. Марширующий народ, который обвиняет ни в чем не повинную Кутафью в колдовстве, словно пришел с уличного митинга. Тридцать лет назад прямая актуализация сказки уже применялась Кобекиным в опере «Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана». Но тогда, в момент всеобщей политической ангажированности, сценическая реализация этого замысла казалась чрезмерной. В «Сказке про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей» в постановке Детского музыкального театра найден разумный баланс, который не отвлекает маленьких зрителей от главного.

Венчает действие счастливый финал, в котором воинственные цари усмиряются, а дурнушка превращается в красавицу. Сказка окончена, но другие сказки – впереди.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»